Герой поэмы С. А. Есенина “Пугачев”
Историческая фигура Емельяна Пугачева транспонирована Есениным в поэтический, окрашенный трагическим лиризмом образ. Есенинский Пугачев воплощение идеи русского бунта, как бы его духовная ипостась. “Ведь он был почти гениальным человеком”,- замечает поэт, работая над произведением. П. присуще нравственное осознание своей избранности. Он принимает на себя имя императора Петра, хотя “в мертвое имя влезть – тоже, что в гроб смердящий”. Стихийный мятеж, “бессмысленный и беспощадный”, не входит в замыслы П. Он упрямо отстаивает
Образ Пугачева сложен и противоречив: степной дикарь, с “медвежьим” темным нутром, он наделен светлым разумом, “светильником” мысли; он – мечтатель, чудак, “как в решето просеивающий плоть”, и свирепый мятежник, любимый чернью “за буйство и удаль”. Закономерен последний возглас-выкрик зажатого в угол изменой соратников П.: “Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?” Он звучит как прощение отступникам и прощание с животворящей мечтой.
Поэма написана под влиянием художественной эстетики имажинистов и обычно рассматривается как программное произведение
Исследуя поэтику есенинского произведения, А. Марченко характеризует его как “драматизированную исповедь”, раскрывающую разные стороны души П., разные фазы его самосознания, условно обозначенные именами сподвижников исторического П.: происходит драма одного героя, все остальные персонажи (Сторож, Караваев, Хлопуша, Зарубин и др.) – его тени, маски, мысли, его сомнения, одетые в “плоть”.
В 1921 году состоялась читка поэмы в театре Вс. Э. Мейерхольда (постановка не осуществлена). “Пугачев” был поставлен Ю. П. Любимовым в Театре на Таганке (1967), главную роль исполняли Н. Губенко и В. Шаповалов.
Схожі твори:
- Краткое изложение Пугачев С. А. Есенин Пугачев Мечтающий о воле крестьянин и воин Пугачев после долгих странствий приходит на Яик и в разговоре с казаком-сторожем узнает о том, что мужики ждут нового царя – мужицкого. Таким царем представляется убитый Петр III – он бы дал народу волю. Эта мысль захватывает Пугачева. Он приходит к калмыкам и призывает их […]...
- Пугачев – разбойник или освободитель? Сочинение по повести А. С. Пушкина ” Капитанская дочка ” А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной “Историей пугачевского бунта” и когда писал “Капитанскую дочку”. Повесть была написана в 1836 году, а “Историю” Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по наивысшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, […]...
- Трагическая философия поэмы Сергея Есенина Поэма Сергея Есенина “Черный человек” предельно остро выражает все то, что мучило его на протяжении многих лет – душевное противоречие, невозможность примириться с самим собой, понять себя. Его поэма является итогом всего его творчества, она создавалась автором на протяжении нескольких лет. Поэт В. Наседкин, муж сестры Есенина, писал: “над “Черным человеком” Есенин работал два года. […]...
- Герой поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне особенно многозначителен намек на аристократическое происхождение Е., как и само его имя, напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине. Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор […]...
- Герой испанской героической поэмы “Песнь о моем Сиде” Сид главный положительный герой “Песни”. Оклеветанный завистниками и изгнанный королем Альфонсом VI из Кастилии, он вынужден взяться за оружие и идти в поход против мавров. Сид отвоевывает у неверных Валенсию и другие земли благодаря воинскому таланту и житейской мудрости (последнее отличает его от Роланда, каким тот изображен в “Песне о Роланде “). Герой также захватывает […]...
- Герой поэмы Дж. Байрона “Паломничество Чайлд-Гарольда” Чайлд-Гарольд первый романтический герой поэзии Байрона, не является характером в традиционном смысле слова. Это абрис характера, воплощение смутного влечения души, романтического недовольства миром и самим собой. Биография Чайлд-Гарольда. типична для всех “сынов своего века” и “героев нашего времени”. По словам Байрона, “бездельник, развращенный ленью”, “как мотылек, резвился он порхая”, “свой век он посвящал лишь развлеченьям […]...
- Герой романа-поэмы Шарля де Костера “Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке” Этот роман был единодушно признан “фламандской Библией”, “книгой родины”, первой историей, “в которой бельгийцы почувствовали вкус и аромат своей земли и своего времени”. Действие происходит в XVI веке, точная дата начала событий – 21 мая 1527 года, день рождения двух мальчиков: Филиппа, испанского инфанта, впоследствии – короля, поработителя Фландрии, и сына угольщика Т. У., будущего […]...
- Герой поэмы А. С. Пушкина “Цыганы” Алеко прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым Алеко связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое Алеко […]...
- Гуманность в произведениях Есенина Потрясающая душу человечность русской классической литературы, ее “лелеющая душу гуманность” живет в поэме Есенина. Отказ от участия в кровавой бойне не поза, а глубинное выстраданное убеждение. Изменения в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы – в рассказе возницы, да и в самом облике этого персонажа, по-своему умного и нахального, особенно в сцене […]...
- Ерема – народный герой из поэмы Т. Шевченко “Гайдамаки” Нашу историю невозможно забыть, так как запеклась она кровью в памяти народной. Особенно страшным был год 1768, когда происходило восстание, известное под названием “Колиевщина”. Наш славный Кобзарь не смог обойти молчанием такой исторический эпизод и написал замечательную поэму – “Гайдамаки”. Это не просто поэма, это целая эпопея героизма и любви к родной земле, перед которой […]...
- Герой французской эпической поэмы “Песнь о Роланде” Вопрос об историческом прототипе Роланда в поэме – племянника Карла Великого, остается открытым, так как первое упоминание о нем в историографической традиции, а именно в “Жизнеописании Карла Великого” Эйнхарда (IX век), возможно, было вызвано растущей популярностью эпического сказания. Отсюда следует, что Роланд чисто художественный персонаж. Однако существует гипотеза Ярхо, согласно которой Роланд реальное историческое лицо, […]...
- Герой поэмы-травести П. Скаррона “Тифон, или Гигантомахия” В греческой космогонии Тифон младший сын Геи и Тартара, хтоническое чудовище с сотней змеиных голов, изрыгающих пламя. Ожесточенная схватка сынов Земли с богами-олимпийцами нашла отражение в сочинениях Гесиода, Гомера, Софокла, Еврипида, Овидия и многих других авторов; однако Скаррон в первой своей бурлескной поэме пародирует не столько древних, сколько “Трактат о мифологии” итальянского писателя Ко-меса (1551), […]...
- Художественное своеобразие поэзии Есенина Поэзия Есенина действительно необычайно образна. Для нас: светит луна, и свет ее падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: “Чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога”. Какие только воплощения и перевоплощения ни происходят в его стихах! Луна превращается в кудрявого ягненка, в желтого ворона, медведя, жеребенка, пастушеский рожок, лошадиную морду и т. д. и […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Философские вопросы бытия в лирике С. А. Есенина В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми? Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между […]...
- Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина называется ” Капитанская дочка “, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным “проявителем” подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших – Гринева. Пугачев в “Капитанской дочке” похож на […]...
- Революция и поэт на примере творчества Есенина Революцию Сергей Есенин принял, по его собственному признанию, весьма сочувственно, хотя и с мужицким уклоном – сотрудничал с эсерами, правда, не как политик, а как поэт. Ориентация на эсеров была сознательным выбором, ибо Есенин полагал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой – страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего Мира. Сказать, что сочувственное […]...
- Земли родной минувшая судьба А. С. Пушкин великий поэт и писатель первой половины 19 века. Он очень много задумывался о судьбе русского народа, о положении в стране, стремившись как бы разобраться самому в исторических событиях, происходящих в России и стать их участником. Он посвятил теме истории много своих произведений, таких как ” Борис Годунов “, ” Медный всадник “, […]...
- История России в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда – кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны “История Петра” и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для […]...
- О стихотворении “Письмо к женщине” С. А. Есенина Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать […]...
- Герой комедии Н. В. Гоголя “Женитьба” Образ Подколесина продолжает цепь “необыкновенных” героев писателя. Развивая “идею бессмыслицы, заключенную в самом акте брака, соединения навечно двоих людей” (И. П. Золотусский), писатель показывает на первый взгляд обычного нерешительного человека, довольно крупного чиновника, решившего найти счастье в узах Гименея. Парадоксальность образа в том, что Гоголь нарисовал не обычного закоренелого холостяка из традиционного водевиля. Подколесин готов […]...
- Образ и характер Пугачева в повести Пушкина “Капитанская дочка” Характер Пугачева раскрывается Пушкиным последовательно. Сначала он овеян тайной (символично, что появляется он из бури); потом дан его внешний портрет, и постепенно читатель узнает его все глубже и глубже. Пушкина интересуют не столько военные действия Пугачева, сколько его личность, духовный мир. В романе он предстает лукавым и мудрым, плутоватым и добрым, отзывчивым человеком, готовым прийти […]...
- Любовная лирика в поэзии С. Есенина Все стихи С. Есенина, от певучих и нежных стихов о стране “березового ситца” до тревожных раздумий о судьбах России в “суровые грозные годы”, каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Любовь к родине в лирике С. Есенина связана с воспоминаниями […]...
- Пейзажная лирика в поэзиях Есенина Типичный пейзаж раннего Есенина словно подернут дымкой. Его трудно представить без “охлопьев синих рос”. Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим и “красные крылья заката”. Есенин вообще любит восходы и закаты за их перламутровую нежность, выходя на натуру, будто на рыбалку: либо на рассвете, либо ранним вечером. […]...
- Анализ поэзий “песни грустных дум” Есенина Есенин действительно написал “песни грустных дум”. Вспомним и горьковское: “Не столько человек, сколько орган, созданный природой… для выражения неисчерпаемой “печали полей”, и есенинскую самохарактеристику: “Но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души”. Он и в самом деле познал слишком раннюю усталость: Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет. За ним воистину неотступно следовала “тень […]...
- Образ Руси в поэзии С. А. Есенина Во все века художники, писатели, поэты, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ России, Родины. Для Есенина родной край – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными […]...
- Глубина поэтического мира С. А. Есенина Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных мест, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто погружался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью […]...
- Героический образ Пугачева в повести “Капитанская дочка” Сам образ Пугачева – героический. Кульминационный период в раскрытии этого образа – эпизод со сказкой: “…чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!”. Однако Пугачев более многозначен, его нельзя сводить к извлечению морали из сказки, заявлять, что в ней прославляется его смелая короткая жизнь. Сказка обнаруживает глубину духовного […]...
- Эволюция мотива двойничества в творчестве Сергея Есенина В контексте изучаемого феномена двойничества, с наибольшей остротой Обнаружившегося на рубеже XIX-XX веков, мы обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, в художественном сознании которого данный феномен Актуализируется особенно ярко. Мы попробуем проследить эволюцию Двойничества от ранней лирики Есенина до его заключительного произведения “Черный человек”. Основной чертой, неким стержнем всего творчества Есенина была его Трагедия – […]...
- “Ты такая же простая, как и все” (по творчеству С. Есенина) Имя Сергея Есенина хорошо известно любителям поэзии. Его лирика никого не оставит равнодушным. Она проникнута горячей любовью к родине, к природе. Любовная лирика заслуживает отдельного разговора о творчестве поэта. Радость встречи, тоска разлуки, порыв, грусть, отчаяние – разнообразные переживания отразились в лирике поэта. Любовь поэта… У Есенина она целомудренно-прекрасна, светла и трагична, озарена надеждой, родниковой […]...
- Тема Родины в творчестве С. А. Есенина Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его поэзии. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт […]...
- Плюшкин – персонаж поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Литературные источники образа Плюшкинf образы скупцов у Плавта, Ж.-Б. Мольера, Шейлок У. Шекспира, Гобсек О. Бальзака, Барон А. С. Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д. Н. Бегичева “Семейство Холмских”, Мельмот-старший из романа Ч. Р. Метьюрина “Мельмот-скиталец”, барон Балдуин Фюрен-гоф из романа И. И. Лажечникова “Последний новик”. Жизненным прототипом образа Плюшкинf вероятно, явился историк […]...
- Любовь к России в творчестве Есенина Словом, силою вещей, как говаривали в XIX веке, Есенин вырос хотя и в деревне, но все-таки несколько в стороне от ее каждодневных забот о хлебе насущном, и, может быть, именно это, казалось бы, сугубо житейское обстоятельство и помогло ему, “схватив” “цветовую радугу”, принести в русскую поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – […]...
- Родина в поэме Есенина “Анна Снегина” Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края присутствует во всех его стихах. Написанная в 1925 году поэма “Анна Снегина” отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново в летние месяцы 1980 года. Главная тема поэмы – Октябрь в деревне. Есенин просто не […]...
- Герой романа русского писателя Арцыбашева “Санин” Фигура Санина имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам Санина. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев (“Жена”, ок.1902), Иван Ланде (“Смерть Ланде”, 1904), Андреев и Коренев (“Тени утра”, 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип – человека “новой нравственности”, резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения […]...
- Герой романа И. С. Тургенева “Накануне” Как известно из воспоминаний писателя, прототипом Инсарова был болгарин Катранов, студент филологического факультета Московского университета. Инсаров по-настоящему героическая натура, он лишен эгоизма, вся его жизнь полностью подчинена общественным интересам. Ничто не может заставить его отступить от намеченной цели, даже возможность личной мести он приносит в жертву общему делу. Это придает цельность и определенность его характеру. […]...
- Анализ стихотворения Сергея Есенина “Спит ковыль. Равнина дорогая” Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, чьи произведения знакомы каждому с раннего детства. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью, многие стихи его были переложены на музыку известными композиторами. Литературный дебют Есенина состоялся в 1916 году с выходом сборника “Радуница”. Несмотря на то, что Есенин неожиданно и стремительно ворвался в литературу, он был принят. В […]...
- Герой трагедии Софокла “Филоктет” Филоктет сын Пеанта, царя нескольких фессалийских городов (в Магнесии), получивший некогда лук Геракла со смертоносными стрелами за то, что один решился зажечь его погребальный костер и спас от жестокой боли. Трагедии о Филоктете создали (кроме Софокла) и Эсхил, и Еврипид (обе хронологически предшествовали Софокловой), но последние произведения не сохранились. Согласно свидетельствам, различие между этими драмами […]...
- Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина Борьба между темными и светлыми сторонами души поэта особенно ярко Выражена им в книге стихов “Москва кабацкая”. Она состоит из двух резко Контрастных по своему содержанию циклов, – “Москва кабацкая” и “Любовь Хулигана” (1922-1923 года). Цикл стихов “Москва кабацкая” пронизан ощущением неразрешимых Пртиворечий жизни, безысходного отчаяния, тоской. В этом цикле Есенин Изображает “дно” послеоктябрьской жизни, […]...
- Многозначность образа Христа в финале поэмы “Двенадцать” Блок встретил революцию восторженно и упоенно. В статье “Интеллигенция и революция”, напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: “Что же задумано? Переделать все… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”. В январе 1918 года Блок создал свою знаменитую поэму ” Двенадцать “. Верный своим исконным представлениям о “России-буре”, поэт понял и принял революцию как […]...