Герой комедии Н. В. Гоголя “Женитьба”

Образ Подколесина продолжает цепь “необыкновенных” героев писателя. Развивая “идею бессмыслицы, заключенную в самом акте брака, соединения навечно двоих людей” (И. П. Золотусский), писатель показывает на первый взгляд обычного нерешительного человека, довольно крупного чиновника, решившего найти счастье в узах Гименея. Парадоксальность образа в том, что Гоголь нарисовал не обычного закоренелого холостяка из традиционного водевиля. Подколесин готов вступить в брак.

Он уже мысленно пережил свадьбу, продумал ее в самых мелочах,

“прокрутил” в голове все детали – от фрака до впечатления, которое должна произвести его женитьба на портного, сапожника и др. И вдруг после благополучного объяснения с Агафьей Тихоновной, накануне свадьбы, – прыжок в окно. Не удивительно, что на первых спектаклях “Женитьбы” в Александрийском театре в 1842 г. публика пребывала в шоке, ожидая продолжения действия: “При падении занавеса в первое представление раздалось даже легкое шиканье”,- заметил историк петербургских театров А. Вольф.

Можно предлагать и предполагать немало вариантов психологической мотивации такого поведения П. Самое

первое, что приходит на ум,- страх перед женитьбой: “Однако ж, что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаяния, ничего, ничего – все кончено, все сделано”. Комизм ситуации в том, что, произнося эти слова, П., как никогда, хочет жениться. Комизм усиливается еще и тем, что его друг Кочкарев, сладивший женитьбу, но не имеющий к ней никакого отношения, развивает кипучую деятельность, тогда как самое заинтересованное лицо, жених П., нерешительно колеблется.

Отсюда, надо полагать, недоумение актеров, занятых в первых спектаклях в Петербурге и Москве. С московским спектаклем связан забавный случай. Многие полагали, что роли П. и Кочкарева распределены неудачно: “Щепкин не может играть вялого и нерешительного творенья; а Живокини, играя живой характер, не может удержаться от привычных своих фарсов и движений” (С. Т. Аксаков). В результате актеры поменялись ролями, но спектакля все равно не получилось. Своеобразную трактовку образа П. дал режиссер А. В. Эфрос в спектакле в московском Театре на М. Бронной (1974): “”Женитьба” – шутка, но с большой долей драматизма”. В своем стремлении “ошинелить” комедию режиссер сумел по-новому прочитать мотивацию поступков героя комедии: “Иногда начинает казаться, что важно ему не то, что он слышит от свахи, а сам процесс разговора, потому что это хотя бы не спячка, это что-то другое, спячке противоположное”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Герой комедии Н. В. Гоголя “Женитьба”