Героиня романов Жорж Санд “Консуэло”

Обладательница чудесного, чарующего голоса (артистический прототип – знаменитая певица Полина Виардо-Гарсиа), Консуэло испанка по национальности, итальянка по воспитанию, цыганка по судьбе, воплощает тему художника-странника, вечного путника. Сама К., конечно, не осознает собственную исключительность. Девочкой она смотрит на себя, как и ее жених Андзолетго, чужими глазами. Пятнадцати лет она кажется невнимательному глазу почти что уродливой в своей подростковой угловатости. Она хороша, только когда поет.

Она совершенно лишена кокетства

и тщеславия. Ее прирожденный артистизм и способность к мистификации, игре сочетаются в ней с принципиальной независимостью от общепринятого имиджа актрисы. Она, несмотря на явное внешнее обаяние и женственность, подчинила своему призванию женскую природу и освободилась от плена естественного предназначения жены и матери. Архетипически К. по восприятию окружающих – нимфа, лишенная лукавства и бессознательного демонизма, – светлая, целомудренная.

Традиционная для “романа-путешествия” авантюрность специфически формирует образ К., для которой дом – весь мир. Она всюду умеет находить для себя

новое, таинственное, необъяснимое – в солнечной Венеции, в мрачном замке в Богемии, в прусской тюрьме. Она самая романтическая из героинь Жорж Санд, может быть, подлинно “романтическая героиня на все времена”, но не в ме-лодраматически-сниженном, а в утонченно-духовном смысле. Она – существо особой породы, “сделана” из особого вещества, ее реальность – волшебный мир фантазий, призраков и прежде всего, конечно, музыки. В этом смысле она сопоставима с гофмановской донной Анной, способной жить только на сцене. По ходу сюжета в силу обстоятельств Консуэло вынуждена принимать разные имена, но значимы для ее судьбы два – Порпорина и Бертино.

Порпорина (то есть “ученица Порпо-ры”) символизирует ее предназначение искусству. Бертино (“возлюбленная Альберта”) – женскую судьбу, любовь и верность избравшему ее незаурядному человеку. Две эти ипостаси борются в К. до самого конца. В искусстве для нее заключена истинная жизнь. Но драматизм героини Жорж Санд в том, что в частной жизни она по-своему “камерный” человек, и ей не так просто дается “дорога”.

Тем не менее движение для Консуэло ученицы идеолога художнической свободы маэстро Порпоры и верной подруги в странствиях юного Иосифа Гайдна – единственный способ существования, а “остановиться” означает “замереть” внутренне, что гибельно для подобных ей, как гибельна любая форма духовного закрепощения. К.- олицетворение принципиальной независимости художника, которому тесны любые рамки – дома, семьи, брака. Только музыка с самого начала, с детства – ее царство. Поэтому мужчины в ее жизни возникают вроде бы случайно: они просто оказываются рядом. Сначала Андзолетто, друг детства, коллега, жених “по привычке”. Потом – Альберт. Дважды она колеблется в выборе между призванием и “нормальным счастьем”. В ее итоговом выборе нет компромисса: только такой человек, как Альберт Рудолыптадт, мистически одаренный человек духа, может годиться ей в спутники.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Героиня романов Жорж Санд “Консуэло”