Героико-романтический жанр новелл “Мать” и “Я (Романтика)”

Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы “Мать” писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: “Отец этих боевых ребят умер очень давно – так давно, что и не скажешь…” И сама характеристика образов тоже идет от сказки: “Как помнят старожилы, из отца был обычный себе портной и, можно сказать, чрезвычайный человек”. Именно так в народном творчестве подается описание сказочного героя: он обычный, невзрачный,

но имеет что-то и необыкновенное. Таким есть отец двух сыновей:

“Ну, кто бы, скажем, отважился назвать его Тарасом Бульбой? Кто бы рискнул из этого сморчка сделать воина?”.

Не удивительно ли звучит его вопрос к женщине: “А не думаешь ли ты, что из меня вышел бы неплохой кошевой атаман?”. Не стал он кошевым атаманом, но захотел, чтобы его сыновья стали настоящими рыцарями, как у Гоголя, “За всякую цену хотел портной сделать из своего дорогого сына (как и из второго сына) военного человека, и за всякую цену хотел он видеть своих сыновей на вороных конях”. Но, не имея средств, хотя и продал он свое имущество,

отдал старшего в гимназию, которому приказывал: “Не забывай родительского завещания: как вырастешь, сынок, то, прошу я тебя, пойди еще ты в военную школу и прицепи себе там блестящую саблю…,. чтобы был ты мне был, значит, как Остап для Тараса Бульбы “.

Дальше события развиваются, как в сказках. Остап сдал экзамены в гимназию. Вскоре портной умер, оставив матери с сыновьями одну бедность: две пары стареньких ножниц и неважную “швейную машину”. Это же меньшему сыну Андрею пришлось бросить обучение и идти на работу. “Таким образом, сама судьба повела двух братьев по разным дорогам, и произошло так, как в сентиментальных народных сказках: один всегда носил чистенький костюмчик и уже с детства должен был стать отрицательным персонажем, а второй и не снимал засаленной рубашки”. Одного мать кормила “ароматными сосисками”, чтобы баричи не насмехались в гимназии, а второй ел “черный хлеб с маслом”. И хотя болело материнское сердце за меньшим – Андреем, но не хотела забирать Остапа из гимназии.

“В таких болях,- подытоживает автор,- шли дни, месяцы и, в конце концов, года. Над городком пролетали весны, перелетные птицы и еще какие-то неизвестные ветра из неизвестных краев…”.

Сыновья вырастали и мужали. Остап на материнскую ласку “отвечал еще большей лаской”, обещал, когда выучится, “будет кормить свою мамочку красивыми конфетками”, что никогда она “не будет так мыкаться”. Но, как и в сказках,- другим рос меньший сын: он “не умел ласкаться, и никогда не слышно было от него теплого слова”. Тем не менее, она знала, что из таких молчаливых детей “чаще всего выходят красивые люди”. В самом деле, такими были братья в народных сказках, такими были и в реальной жизни. Только в произведении Н. Волнового события совсем иные.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Героико-романтический жанр новелл “Мать” и “Я (Романтика)”