Жанр “романа воспитания” в творчестве Ч. Диккенса

“Жизнь Николаса Никльби” “Приключения Оливера Твиста” (1837). Название – это дань традиции, так называли свои книги писатели 18 века. Вокруг главного персонажа кипят страсти. Однако главный герой не становится субъектом действия, он объект. Оливер твист – идеал. персонаж, в этом смысле он статичен, нас увлекают перипетии его судьбы, но не он сам, как личность. В основе сюжета история таинственная и запутанная. В работном доме умирает молодая женщина, остается ее младенец – Оливер.

После ряда испытаний он попадает в дом доброго

мистера Браунлоу – это типичный персонаж для английской литературы 17 века, в его доме висит портрет молодой женщины, заметно сходство Оливера с ней. Но Оливер похищен, попадает в шайку Фейгина. Из признаний умирающей старухи становится известно, что у матери Оливера были медальон и кольцо, они попадают к служительнице работного дома – Бамблов. Некий человек Монкс покупает у Бамблов медальон и кольцо и выбрасывает в воду, он так же вступает в сговор с Фейгином с целью погубить Оливера. Оливер выбирается из шайки и попадает в дом доброй миссис Роз Мейли, которая оказывается его тетей. Браунлоу ведет расследование,
нападает на след зловещего Монкса, вынуждает его дать показания. Монкс и Оливер – сводные братья, завещание составлено в пользу Оливера, при условии, что он вырастет джентльменом.

Оливера усыновляет Браунлоу, он оказывается другом отца Оливера. Очень важно в романе изображение среды обитания, внимание сосредоточено на трех сферах: работный дом, с царящими там бесчеловечными порядками, обывательская среда (в учениках) и воровская шайка. Фигура Фейгина очень колоритна, он философ преступного мира, и полководец, он и отталкивающий, и притягательный, а под конец вызывает жалость. Диккенс – писатель-моралист, он пытается найти объяснение порокам и добродетелям во врожденных качествах, в воспитании. Д. убеждает в том, что преступление социально детерминировано.

Нищета – причина преступления. Д. обвиняет законы Англии. 2 основные темы: темы работного дома, тема внебрачных детей. Виновато общество. Диккенс разработал образ положительного героя. И этот герой никогда не бедт сломлен обстоятельствами, он всегда положительный. (Оливер твист попадает к богатым родственникам, все у него хорошо.) Резко делит персонажей на отрицат. и. положит.: брат Оливера – богач Монкс, мальчики воры Чарли, Ловкий плут, бандит Сайкс они вступили на путь порока и преступлений лишь потому что слклонны были к этому по своей природе.

Отрицательные персонажи романа – это носители зла, ожесточенные жизнью, аморальные и циничные. Хищники по природе, всегда наживающиеся за счет других, они отвратительны, слишком гротескны и карикатурны, чтобы быть правдоподобными, хотя и не вызывают у читателя сомнений в том, что они не правдивы. Так, глава воровской шайки Фейгин любит наслаждаться видом украденных золотых вещей. Он может быть жестоким и беспощадным, если ему не повинуются или наносят ущерб его делу. Фигура его сообщника Сайкса нарисована более детально, чем все остальные сообщники Фейгина. Диккенс сочетает в его портрете гротеск, карикатуру и нравоучительный юмор. Это “субъект крепкого сложения, детина лет тридцати пяти, в черном вельветовом сюртуке, весьма грязных коротких темных штанах, башмаках на шнуровке и серых бумажных чулках, которые обтягивали толстые ноги с выпуклыми икрами,- такие ноги при таком костюме всегда производят впечатление чего-то незаконченного, если их не украшают кандалы”. Этот “симпатичный” субъект держит для расправы с детьми “песика” по кличке Фонарик, и ему не страшен даже сам Фейгин.

В “Приключениях Оливера Твиста” критические интонации связаны в основном с характерами персонажей, охраняющих порядок и законность в государстве. Положительные же герои, такие, как мистер Браунлоу, Роз Мейли, Гарри Мейли, Оливер, нарисованы в традициях просветительской литературы, т. е. в них подчеркнуты природная доброта, порядочность, честность.

Диккенс-гуманист вознаграждает своих положительных персонажей – Браунлоу усыновляет Оливера, Роз счастлива с Гарри.

Положительные герои Диккенса, порвав с жестокими и бесчувственными людьми, не просто расстаются со злом, но и находят себе союзников и покровителей. В ранних романах Диккенса юмор поддерживает положительных персонажей в их борьбе с тяготами жизни, он также помогает читателю поверить в происходящее, какими бы мрачными красками оно ни было нарисовано. Очевидно также стремление писателя более глубоко проникнуть в жизнь своих героев, в ее темные и светлые уголки, хотя неиссякаемый оптимизм и жизнелюбие делают произВместе с расширением социального кругозора писателя, обращением к различным общественным системам, по мере совершенствования его мастерства, романы Диккенса становятся все более “многолюдными”.

В этом романе прослеживаются судьбы двух семей – Пекснифов и Чезлвитов, но в нем огромное количество второстепенных персонажей, среди которых Марк Тэпли, миссис Тэмп, полковник Дайер и др. Однако они не являются в романе статистами – им отведены различные роли, они создают фон и атмосферу действия. Полностью разоблачен и унижен лишь Пексниф, остальные отрицательные персонажи, зараженные ядом эгоизма, разоблачаются и осуждаются одним из носителей этого фамильного порока ведения раннего этапа творчества Диккенса в целом радостными и светлыми.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Жанр “романа воспитания” в творчестве Ч. Диккенса