Герои и проблематика одного из произведений А. П. Платонова
Андрей Платонов – писатель-философ, которого более всего интересовало изучение духовной эволюции человека, поиски смысла жизни. Можно сказать, что он вслушивался “не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные вариации мысли”.
Философский аспект творчества Платонова открывается в его повести ” Котлован “. Благодаря этому произведению, Платонов вошел в русскую литературу как удивительный мастер социально-философских, гуманистических “утопий-предупреждений”, сложных “фантазий-тревог”.
В центре повести
Главный герой повести – Вощев, человек размышляющий, ищущий смысл жизни. Его уволили с работы “вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. И он пошел странствовать, попросился на ночевку к рабочим, строившим котлован для нового здания, да так с ними и остался. В новых людях, встреченных Вощевым, – Сафронове, Чиклине, Жачеве – герой не видит стремление познать смысл жизни. Он видит лишь их изможденность, муки и тоску, которые их терзают. Все эти люди – всего лишь рабочая сила, как пушечное мясо на войне, – без истории и без лица, не имеющее ничего. Герои полны веры в социализм, пока ничем не оправданной, но и их вера начинает шататься: “так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!”
Платонов не видит будущего у социализма, само название его повести символично: “котлован” – это яма для фундамента нового здания, “общепролетарского дома”. В финале произведения здание так и не начнут строить. Это значит, что и коммунизма люди не построят, а если и построят, то он будет основываться на костях множества людей. Символично, что в котловане похоронена девочка Настя – олицетворение светлого будущего страны. Девочка погибает, не выдержав испытаний на пути к “счастливой жизни”.
Как известно, дети у Платонова – символ будущего. “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира”, – говорил писатель. В повести описывается пионерский отряд – воспитанные в социализме дети. Изможденные, некрасивые, “с сознанием важности своего будущего, ступали точным маршем босые девочки”. Обреченность – вот главное слово в “Котловане”. Но разве можно обреченно идти к счастью?
Еще одна вера Платонова – вера в вечное счастье. Счастье – это планетарная, а потому анонимная сила, оно всегда избирательно, человечно, его нельзя соорудить. Приглушенные варианты мечтаний о личном, индивидуальном счастье буквально вырываются в “Котловане” наружу. Для Жачева – инвалида, то появляющегося, то исчезающего из повести, идеальное существование – это полное отсутствие движения. Для Сафронова – ярого сторонника социализма – счастьем является непрерывная деятельность, для Чиклина и Прушевского – созерцание красоты. Но никто из героев не достигает “своего” счастья, а разве можно из несчастных людей создать счастливое общество будущего?
Таким образом, главной темой многопрофильной утопической повести Платонова является размышление о строящемся, но очень шатком “социалистическом рае”. Писатель оказывается пророком, он предупреждает читателей о том, что не сбудутся мечты “главного человека” и у коммунизма не будет будущего.