Драма Владимира Винниченко “Пророк”. Сочинение-отклик
Можно Жить, а можно существовать, Можно думать – можно повторят. И не могут душу согревать Те, что не пылают, не горят! Люди все по-своему упрямые: Родившись, умирает каждая. А живут столетие после смерти Те, что делают то, чего “нельзя”. В. Симоненко Писателя, творчество которого послужило причиной развития нового направления в украинской литературе, слава которого гремела на родной земле почти три десятилетия, было грубо, безжалостно выброшено из казны национальной культуры, его произведения изъяты из библиотек, а на его имя было наложено
И, в конце концов, настало время, когда можно и говорить о В. Винниченко, и читать его произведения, и глубоко изучать его жизнь и творчество. Вынужденная эмиграция сожалением, тоской отозвалась в сердце писателя, но была чрезвычайно плодотворной, творческой. Винниченко оставил нам огромный задел: повести, рассказы, драматические произведения, дневники, письма. В украинскую литературу ворвался яркий метеорит, мятежный дух революционера в жизни и в литературе. Он видел и воспринимал жизнь во всей полноте его разногласий, сам переживал много драматических ситуаций, которые отобразил в своих произведениях
Винниченко-драматург – это больше двадцать пьес. Его пьесы интриговали, захватывали и бесили. От первой пьесы “Дисгармония” и до последней “Пророк”, которая совсем недавно вернулась в Украину, так как сохранялась в личном архиве писателя в США, драматург старался ускорить выход украинского театра на европейскую арену. Драма “Пророк” написана 1930 года. Уже само название произведения свидетельствует о его принадлежности к “пророческой” драме, представленной в украинской и мировой литературе произведениями Леси Украинки “Кассандра”, “Руфин и Присцилла”, М. Кулиша “Народный Малахий”, “Маклена граса”. В своей драме В. Винниченко обратился к теме человеческой личности, которая взяла на себя невыполнимую задачу изменить мир.
Во времена моральных и социальных катаклизмов в обществе непременно возникает интерес к исключительным личностям, которые владеют сверхъестественными способностями. Вспомним “распутинщину”, а в наше время, “ивановцев”, “кривоноговцев”, “мунивцев”. Так и главный герой драмы Амар – неординарный человек, который навеял на массы общественный психоз, решил взять на себя сложную роль новоявленного Мессии – духовного, морального да и физического врача потомленого человечества. Амар в самом деле владеет необыкновенными, недоступными человечеству возможностями: мог сдвинуть силой энергетической мысли скалу, остановить машины, снять электрический ток на смертном кресле, оставаясь при этом живым и неповрежденным. Заявив о себе как о посланце Бога, Амар проповедует среди людей любовь и братство, обещает соединить разбитую распрями и неурядицами человеческую семью, возвратить ей “утерянный рай”. Выступления пророка, которые напоминают проповеди Христа, его помыслы и слова целиком искренние: “…радуйтесь, говорю вам, братья мои! Вытрите слезы и пусть радость заигрывает в глазах и на устах ваших. Не для слез и вскриков я пришел, а для радости и счастья. Пусть же радость будет с вами!” Но Амар не учел, в какое общество он попал – оно поглощенное корыстолюбием и враньем, где наибольшими заповедями жизни, по выражению скучающей красавицы – богачки Кит, есть “бессердечность” и “сребролюбие”. Да и правда же у каждого своя.
Ревностная христианка Ведд, трактуя чудеса пророка как проявления сатанинских сил, говорит: “…с другой стороны, ни креста, ни сабли не видно. Так кто же это такой, скажите мне, пожалуйста?!” А генерал Райт прекрасно сознает наивность иллюзий о равенстве, об обещанном мире, который его может дать амарьянская вера: “Я считаю индуса Амара за авантюриста, а учение вредное и даже преступное”. Райт ни на искорку не сомневается в человеческом, а не божественном назначении Амара: “Ты сам не знаешь, что ты делаешь. Ты не знаешь, что, обнаруживая любовь к одним, ты этой самой любовью неизбежно, обнаруживаешь вражду к другим. Ты не знаешь, что в нас, что для одних добро, то для вторых есть зло. Ты сойди со своего трона и посмотри, что творится в стране, где ты учишь любви. Все в замешательстве…”
Драматург показал трагизм человека, который осмелился взять на себя роль наместника Бога на земле, миссию перекройки упроченных общественных норм сожительства. Амар, хотя и неординарный человек, но временами он и сердится, и выражает амбиции, наконец, плотские страсти ему тоже не чужды. Именно взаимоотношения Кет развеивают миф о божественном назначении Амара: телесное взяло верх, утратив свои необыкновенные способности, осознание того, что народ обманут им, ослепленный верой в него как мессию. Нечего ему здесь, на земле, делать, он растворился в людях, а чтобы все же не имели сомнении в том, что он пророк, Амару необходимо исчезнуть, сотворить видимость вознесения пророка, тело которого разнесется на частички, на небо.
Так вот, пророк, который “растворившись в людях, перестает быть пророком”, оставляет человеческую правду – ту правду, которая одним удерживает власть, блага, роскоши, других утешит: “не существует одной для всех правды, единого Добра, единого Зла, – есть вечная борьба Бога с Дьяволом”.
Пьеса “Пророк”, написанная в период назревающих общественно-моральных катаклизмов, – это своеобразная драма-притча о блуждании человека в лабиринтах земного бытия, о его трагических ошибках в духовно-моральном выборе, в поисках социально-этических гармоний, общественных и моральных идеалов. Это и исповедь самого автора о собственном мучительном познании Истины. Драма “Пророк” – это свидетельство о достижении большим мастером вершины мирового господства в жанре социально-психологической, политической драматургии.