Анализ стихотворения Владимира Самийленко “Человечность”

Широкую популярность приобрело произведение “На печи” (Украинская патриотичная дума), написанное в 1898 году. Это острая сатира на господ-“патриотов”, которые выдают себя за защитников прав украинского народа. В стихотворении изображен образ господина-“патриота”, который, не слезая с печи, защищает родной край. Он считает себя настоящим патриотом, так как лежит не на чужой, а на украинской печи, откуда “воюет” с народными супостатами в мечтах: “И в мечтах созываю многочисленные полки…”. Стихотворение В. Самийленко

“Эльдорадо” (1886) пользовалось неизменной популярностью среди студенческой молодежи благодаря своей острой разоблачительной направленности. Начав произведение словами о далекой и счастливой стране, поэт завершает его словами о Русской империи, населенной многими бесправными народами:

Там живет племен всяких Престрашная мешанина, И за то тот край зовется Русь единая, Русь единая.

Ряд сатирически-юмористических стихотворений В. Самийленко – это переработка библейских сюжетов в плане их юмористического осмысления и сатирического направления. К таким поэзиям принадлежит “Божий пример” (1902). Это стихотворение

стало хрестоматийным, а строки его: “Работай, Иван, и не говори о усталости”, “Одно создавать языком, а другое – переть плуг” стали крылатыми образцами остроумного народного юмора. Как и С. Руданский, В. Самийленко окрашивает свои юморески искристым народным юмором, показывает в лице простого труженика сообразительность и естественный ум, способность отстоять свое человеческое достоинство.

Поэзия “Человечность” написана в 1893 году. Подобно Лермонтовской “Думе” в произведении Самийленко затронуты важные морально-эстетические проблемы: человек и технический прогресс, место и роль духовных ценностей в человеческой жизни. Поэт за развитие культуры, высоких духовных порывов, Но в то же время видит, как машинный век убивает в человеческих душах “наилучшие порывы, горячие чувства”. Он выступает против “холодных соображений”, “размеренной жизни”, которые вытеснили “глубину мыслей” и “силу порывов”. В. Самийленко призывает возвеличить в песнях простых людей с большой душой и пылким сердцем, воспеть человека-творца, а не влюбленных в себя мещан:

Мы рады за прогресс, и вот ко всем странам Мы на спектакли идем с культурностью своей. Когда же то будет время, что больше, чем машин, Мы выставим людей с высокой душой?

Поэт большой человеческой души, В. Самийленко тонко ощущал красоту родного края. Настоящим шедевром любовной и пейзажной лирики стала его “Вечерняя песня” (1896). Это один из самых завершенных в художественном отношении произведений, музыку к которому написал К. Стеценко. Мастерски использованные художественные средства (простая композиция, строфический размер – двустопный амфибрахий, ласковые формы – тихенький, солнышко, темненький, аллитерация с большим количеством громких, значительное количество слов со смягченными звуками) оказывали содействие созданию приподнятого и задушевного настроения вечерней порой:

Тихенький вечер На землю спадает, И солнце садится В темненькую рощу. Ой солнышко ясное, Неужели ты устало, Или ты разгневилось? Еще не ложись!

Искренность, простота, непосредственность пейзажного рисунка оказывают содействие автору в достижении большой силы эстетичного влияния. Нужно обратить внимание на то обстоятельство, что поэма “Герострат” была издана отдельной книгой. Это первая ласточка, которая известила литературную общину о рождении настоящего национального поэта, взволнованного и страдающего за народное горе. Этой же поэмой открывался и сборник “Из поэзий Владимира Самийленко”. Кроме поэмы “Герострат”, в сборник вошли поэзии “Грешница”, “Наиболее дорогая жемчужина”, “Элегии” – перевод с Беранже. Это были неоценимые образцы лирики нескольких жанровых форм: пейзажной, гражданской, любовной.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Твір барви українського слова.
Анализ стихотворения Владимира Самийленко “Человечность”