Чем смешон, чем страшен Пузырь?
Человека всегда привлекали деньги, потому что они давали власть, именно поэтому он тянулась к ним, иногда забывая о чести, совести. Но бывало и так, что она вовсе превращался в кулака. Именно таким предстает передо мной Терентий Гаврилович Пузырь, человек смешной и одновременно страшный. Образ Пузыря раскрывается в разговорах со многими людьми. То мы видим, как хозяин разговаривает с рабочими, то с Золотницким – интеллигентом-помещиком, то с дочерью, то с Финогеном. И из всех эпизодов предстает перед нами человек, за “сорок”, который растерял
Страшный этот образ,
Кто такой Пузырь? Это большой капиталист-землевладелец. Обогащения, погоня за наживой – вот его главная цель. Уже скупил у окрестных помещиков тысячи десятин земли, ведет хозяйство в нескольких экономиях, выпасает на своих степях стада овец (“у меня своих овец сорок тысяч”), держит штат приказчиков, управителей, даже специалиста по овцеводству – иностранца. И все ему мало. Выбирают Пузыря в земскую управу: “В прошлом году выбрали. Только еще ни разу не был”. Но орден хочется получить. Поэтому и дает Пузырь деньги на приют для бедных, за что и получает орден Станислава. Как же, “не даром пожертвовал на приют”. Этот “хозяеван” все еще не свыкся со своим положением миллионера и поэтому придерживается примитивных форм эксплуатации, кормит рабочих таким хлебом, который и в горло не лезет, потому что “пока свежий, то такой сырой, что только кузнечиков лепи”, а когда зачерствеет,”тогда такой твердый, как кирпич – и собака не укусит”. Обладатель трех экономий и огромных стад овец торгуется за каждую копейку. “Все скупил?” – Спрашивает Пузыря со смехом Золотницкий. “Нет, еще не все”, – серьезно отвечает этот “хозяин”.
Таким людям и культура ни к чему: не знают ни писателей, ни поэтов, не понимают серьезной музыки. Еще есть у них своя философия: “Странные люди! Голодающих корми, больных лечи, школы заводи, памятники какие-то ставь!..”. Они не понимают: зачем? И Котляревский Пузырю “без надобности”, поскольку не приносит он денег, не способствует обогащению или получению нового ордена. А вот закон можно обойти, а потом кричать, что “грабитель” Петька Михайлов “тянет за собой в тюрьму”. А какую уж смерть находит себе Пузырь! Погнавшись за гусями, которые щипали одну-единственную копну пшеницы (из 22 тысяч), он упал и отбил себе почки. Смерть уже ждет за плечами, а Пузырь рвется ехать скупать за бесценок овец у голодных крестьян. Как говорит врач: “Воюющий мечом, от меча гибнет. Хозяйство его меч, от него и смерть”. Но продолжают жить пока маленькие “хозяева”: Финоген и Лихтаренко. Оба – ближайшие помощники Пузыря и прошли его хорошую школу. Как и он, они бесчестные и несправедливые, бездушные и жестокие. Обманывать, мошенничать, обогащаться – таков смысл жизни Финогена. И Лихтаренко давно понял суть общества, в котором жил: если ты не возьмешь, возьмут с тебя”. Он чувствует себя уверенно и не скрывает своих намерений. В борьбе за обогащение Лихтаренко беспощадный, жестокий и безжалостный, “ведь его хозяева воспитали”.
О типичности таких людей, как Лихтаренко и Финоген, обстоятельствах, в которых формировались их характеры, драматург метко сказал устами самого Лихтаренко: “Подходящая почва – вот и родятся такие люди, как мы с вами”. В отличие от Пузыря и его помощников, Золотницкого, Калиновича и Соню автор наделил чертами культурности, гуманности. Так, устами Золотницкого Карпенко-Карый заявляет, что при таких хозяевах, как Пузырь, “засохнет наука, поэзия и благо народа!”. Золотницкий ищет новых форм хозяйствования: вместе с несколькими компаньонами помещик строит сахарный завод, но твердо не знает, что выйдет из задуманного дела. Что касается Сони, то жизнь она знает плохо, жестокая правда о положении людей в отцовских экономиях была для нее неожиданным открытием. Писатель, однако, показывает, что хорошие намерения либеральной интеллигенции не могли осуществиться в тогдашнем обществе, потому наталкивались на полное нежелание капиталистов их исполнять. Но все же Калинович верит в историческое призвание культурной интеллигенции, в необходимость распространять образование среди народа, вследствие чего “скорее вырастет среди людей наибольшая сумма справедливости”.
Народ тоже не молчит. Мы видим протест рабочих против крайне плохого питания. И все больше и больше людей поднимают свой голос. Для подавления бунта рабочих Пузырь даже обращается за помощью к власти. В комедии И. Карпенко-Карого “Хозяин” можно увидеть все те явления, которые подняли “мужичье репаное” до уровня “хозяина”, оставив при этом этих людей бездушными и ничтожными. Я думаю, что ее сатирический пафос направлен на борьбу против уродливых моральных устоев во имя победы светлых идеалов человечества. Поэтому, на мой взгляд, эта комедия навсегда останется в нашей литературной казне как выдающееся достижение украинской драматургии XIX века. Вот мы с вами и узнали, кто такой Пузырь. Посмеялись. Но ведь известно, что от смешного до грустного один шаг.