Человек – герой пьесы Андреева “Жизнь человека”
“Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни” – так определяет историк театра и литературы С. А. Венгеров сущность творчества Андреева. “Искание бесконечного в конечных его проявлениях” настолько сильно у писателя, что едва ли есть хотя бы одно произведение, где бы ни ставились основные вопросы бытия человеческого: о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, о бессилии человека в борьбе с роком, о природе добра и зла. Признание объективной бессмысленности человеческой жизни идет у Андреева рядом с осознанием ее субъективной
А. А. Блок назвал андреевского Ч. “реальнейшим из реальных людей, без примеси необычного или фантастического”. М. Горький, разбирая в письме к автору “Жизнь человека”, писал: “В жизни твоего человека – почти нет человеческой жизни, а то, что есть,- слишком условно, не реально. < …> Вообще ты слишком оголил твоего человека, отдалив его от действительности,
Избрав своеобразную форму для своей пьесы, соединяющую “древнюю мистерию” с “наивностью лубка”, Л. Андреев настаивал на том, что “драмы в жизни человека нет”, что вся образная система пьесы лишь “рассказ о жизни, представление как живут”. Резкие контрасты света и тьмы, бунта и смирения, протеста и мольбы сопровождают Ч. от рождения до смерти.
Сгущены до предела обстоятельства всей его жизни: юность, бедная и голодная, но окрашенная мерцающей надеждой на счастье; признание, богатство, зрелость, а с ними понимание тщеты славы, коварства подлых и завистливых врагов; крушение иллюзий в старости, нелепая смерть сына; смерь Ч. в нищете и бесславии, среди пьяниц с “мертвыми душами” в грязном и мрачном кабаке.
С самого рождения Ч. финал его жизни предопределен: Некто в сером, “наемный чтец”, с “суровым безразличием” читает Книгу Судеб; в его руках оплывает свеча – символ сгорающей человеческой жизни. В молодости Ч.-роман-тик звал на бой Неизвестное: “Эй ты, как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь, я бросаю тебе перчатку…” После смерти сына звучит яростное проклятье Ч.: “Проклинаю мое сердце, мою голову – и все бросаю назад, в твое жестокое лицо, безумная Судьба”. Апофеоз бунта – заключительная сцена: Ч. встает, выпрямляется и кричит неожиданно громко, призывным голосом, полным тоски и гнева: “Где мой оруженосец? – Где мой меч? – Где мой щит? – Я обезоружен! – Скорее ко мне! – Скорее! – Будь прокля…” На этом слове он умирает. Ч.- жертва и борец в надрывной трагической русской действительности XX века.
Схожі твори:
- Изложение с элементами рецензии на пьесу Андреева “Жизнь человека” Осенью 1906 года Андреев написал пьесу “Жизнь человека”, вызвавшую бурные отклики. В большинстве случаев отзывы были отрицательны. Писателя единодушно обвиняли в пессимизме, для чего были основания, ибо концепция человека и его судьбы в пьесе откровенно пессимистична. В драме прослежена жизнь человека с момента его рождения до последнего вздоха, жизнь человека вообще. Здесь доведено до предела […]...
- “Жизнь Человека” Андреева в кратком изложении На протяжении всего действия на сцене находятся Некто в сером и второй безымянный персонаж, молчаливо стоящий в дальнем углу. В прологе Некто в сером обращается к публике с объяснением того, что ей будет представлено. Это – жизнь Человека, вся, от рождения до смертного часа, подобная свече, которую он, свидетель жизни, будет держать в руке. На […]...
- Сочинение рецензия пьесы Андреева “К звездам” Наиболее значительным произведением Андреева периода революции явилась пьеса “К звездам” (октябрь 1905 г.). Сильной ее стороной является прославление революционного подвига. Характерно, что погибший в тюрьме революционер Николай Терновский на сцене не появляется ни разу, но в списке действующих лиц значится, и это логично: его судьба – двигатель сюжета. Перенесение действия за границу помогло автору выдвинуть […]...
- Сочинение по повести Андреева “Жизнь Василия Фивейского” Л. Андреев писал не столько со знанием предмета, сколько преследуя субъективную цель. Внешние события интересовали его постольку, поскольку они давали повод для проповеди определенной идеи, связанной с проблемой человеческой души. Для него были важны не факты, не внешняя достоверность деталей, а “образ души”, или, как он говорил, “кусочек психобиографии” человека. Вот почему в его произведениях […]...
- Краткое изложение Жизнь Человека Л. Н. Андреев Жизнь Человека На протяжении всего действия на сцене находятся Некто в сером и второй безымянный персонаж, молчаливо стоящий в дальнем углу. В прологе Некто в сером обращается к публике с объяснением того, что ей будет представлено. Это – жизнь Человека, вся, от рождения до смертного часа, подобная свече, которую он, свидетель жизни, […]...
- Фреголи герой пьесы “Самое главное” Имя персонажа Евреинов заимствовал у реального лица. Это Леопольдо Фреголи (1867-1936) – артист варьете, мастер сценических трансформаций, фамилия которого при жизни сделалась нарицательной. Доктор Ф., он же Параклет, что по-гречески значит “заступник” и “утешитель”, собирает труппу актеров, которым предстоит лицедействовать,- только не на сцене, а в жизни. Актер будет играть романтического возлюбленного перед несчастной некрасивой […]...
- Краткое изложение пьесы “Жизнь – это сон” В безлюдной горной местности, неподалеку от двора польского короля, заблудились Росаура, знатная дама, переодетая в мужское платье, и ее слуга Кларнет. Близится ночь, а вокруг ни огонька. Вдруг путники различают в полумраке какую-то башню, из-за стен которой им слышатся жалобы и стенания: это проклинает свою судьбу закованный в цепи Сехизмундо. Он сетует на то, что […]...
- Человек – главный герой Олеся Гончара Признание пришло к Олесю Гончару с первого произведения. Вчерашний фронтовик, за плечами еще нет и тридцати, опубликовал лишь начало трилогии “Знаменосцы” – и вдруг критика заговорила о нем как о зрелом художнике. Для писателей его поколения определяющей, испытательной в жизни и творчестве полосой стала вторая мировая война. Пройдя курс ее “окопных университетов”, Гончар вынес оттуда […]...
- Герой романа Р. Музиля “Человек без свойств” В дневниках писателя на стадии замысла романа – Ахилл, Андерс. У.- сын известного юриста, 36 лет, независим и обеспечен; был офицером, инженером, затем математиком, но ни одна из этих профессий не дала ему удовлетворения, несмотря на то, что в каждой из них он добился успеха. Поэтому Ульрих решает взять “отпуск от жизни”, чтобы найти более […]...
- Герой драмы Педро Кальдерона “Жизнь есть сон” Королю Басилио, мудрецу и звездочету, светила предсказали, что его сын С. станет чудовищным тираном; чтобы спасти страну от бедствий, Басилио объявил, что ребенок родился мертвым, и приказал держать его в горной башне. Решив проверить, не обманули ли его небесные знамения, король велит, усыпив Сехисмундо перенести его во дворец. Узнав, что он – будущий государь, которого […]...
- Эрнани герой пьесы В. Гюго Принято считать, что Эрнани – один из наиболее типичных романтических героев, выражающий тип героя-мстителя, страстного, чувствительного, экзальтированного. Пылкие монологи Эрнани невозможно произносить ровным голосом. Здесь все обнажено и до предела накалено. Настоящее имя героя – Хуан Арагонский, но он действует в пьесе под именем Э. – главаря разбойников. Он изгнанник, бандит, чьи владения – лес, […]...
- Арсеньев герой романа Бунина “Жизнь Арсеньева” Алексей Александрович Арсеньев герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село Арсеньева. – Каменка – во многом напоминает родину Бунина – хутор Бутырки Елецкого уезда; отец А.- Александр Сергеевич – это воссозданный портрет отца Бунина – Алексея Николаевича. В […]...
- Герой романа В. Н. Войновича “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина” Завязка романа сугубо реалистическая. Летом 1941 года в деревне Красное совершил вынужденную посадку самолет из находящейся неподалеку летной части. Починить его на месте нельзя, и начальство решает отправить туда для охраны самого недотепистого, никчемушного, ни на что больше не годного бойца – Ивана Чонкина. Через несколько дней его должны сменить. Но тут начинается война, и […]...
- Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. К. Симонов Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось […]...
- Герой романа Дефо “Странная жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо” Образ Робинзона Крузо имеет большое общечеловеческое значение. Эту его сторону особенно отметил Жан-Жак Руссо в своем романе “Эмиль, или воспитании” (1762). Оказавшись после кораблекрушения на необитаемом острове, Робинзона Крузо единолично проходит многие стадии в становлении человечества как трудового сообщества, научается земледелию, строительству, ремеслам, а со временем, когда на остров прибывают испанцы, постепенно поднимается к справедливым […]...
- Героиня пьесы Г. Ибсена “Дикая утка” Героиня пьесы Г. Ибсена “Дикая утка” (1884), дочь Ялмара и Гины Экдал, тринадцатилетняя девочка. Это самый “диккенсовский” образ драматургии Ибсена, который часто сопоставляют с Крошкой Доррит. Дикая утка этой пьесы – сама X. ей чужда ложь, условность мира взрослых. Все, что только могло быть хорошего в отце Ялмаре, но так и не стало,- чистота, романтичность, […]...
- Герой неоконченного романа Стерна “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” История жизни Тристрам Шенди кончается девятым томом, когда герою исполняется пять лет. Уже в самом названии заключена попытка ошарашить читателя, поскольку ни о каких мнениях пятилетнего ребенка в нем речь не идет. Этот стилистический ход позволил автору показать большое число экстравагантных персонажей, группирующихся вокруг ребенка и строящих планы по его воспитанию. Роман поразил современников не […]...
- Сочинение на тему: актуальность пьесы “Хозяин” Ивана Карпенко-Карого Размышляя о вкладе Карпенко-Карого в казну культуры, Симон писал, что драматургическое творчество этого писателя “было реальным отображением жизни нашего народа, его интересов, его психологии и широкого комплекса вкусов, – живым отображением живой жизни”. Карпенко-Карый первым в украинской драматургии переступил за границы шаблона – “той этнографической, с непременной любовью в центре драмы и дал начало серьезной […]...
- Сочинение по рассказу Андреева “Губернатор” В начале 1906 года в социал-демократическом журнале “Правда” был напечатан рассказ Андреева “Губернатор”. Действие рассказа происходит в провинции, но легко угадывается намек на события 9 января в Петербурге. Центральный персонаж произведения повинен в расстреле рабочей демонстрации. Однако автора интересуют не события, а душевное состояние губернатора, казнящего себя внутренним судом. Мучительный самоанализ доводит его до того, […]...
- Образ безвыходно страшной жизни в произведениях Андреева Во многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ “Бездна”. Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист Немовецкий, воспитанный в добропорядочной буржуазной семье, перед лицом нравственного испытания оказался побежден зоологическими инстинктами, надругавшись над потерявшей сознание девушкой (своей возлюбленной!), до этого изнасилованной одичавшими […]...
- Человек современной эпохи в драме Олдингтона “Смерть героя” Как бы не популярны были другие пьесы, ни одна не может соперничать с “Гамлетом”, в котором человек современной эпохи впервые узнавал себя и свои проблемы. Это наиболее обстоятельный рассказ о том, что такое вообще война с точки зрения потерянного поколения, о том, как формируется это потерянное поколение. Это произведение отличается от произведений Ремарка и Хемингуэя […]...
- Рахметов “особенный человек”, “высшая натура”, человек “другой породы” Дворянин по происхождению, он становится демократом по взглядам на жизнь, на народ и по поведению. Такое явление, как переход лучших людей господствующих классов на сторону угнетенных, не было случайным. Еще Маркс и Энгельс в “Коммунистическом Манифесте” писали: “В те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества […]...
- Образ автора в автобиографическом романе “Жизнь Арсеньева” Самым значительным произведением Бунина эмигрантских лет является роман ” Жизнь Арсеньева ” (1927-1928), написанный на автобиографическом материале и представляющий собой как бы итоговое, обощающее произведение. Здесь синтезируются лейтмотивы, проходящие через все творчество художника (темы Родины, слияния человека с природой, любви и смерти, тайны поэтического призвания, власти слова, впечатлений детства и юности, отношения к народу и […]...
- Сочинение по рассказу Андреева “Тьма” (1907) В нашумевшем рассказе “Тьма” (1907) проповедуется знакомая уже нам идея: либо полное торжество добра, либо топчите добро в грязь, иными словами – отказ от всякой попытки одолеть глухую стену жизни. Герой рассказа террорист Алексей скрывается от полиции в публичном доме. В ответ на рассказ о себе он слышит гневную отповедь одной из девиц: “Какое ты […]...
- Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького “На дне” Во все времена человек стремился к познанию своего “Я”, цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников. В этом отношении показательная пьеса Горького ” На […]...
- Катерина в кругу героев пьесы “Гроза” А. Н. Островский в пьесе ” Гроза ” разделил людей на две категории. Одни – угнетатели “темного царства”, другие – забитые ими люди. Начну с угнетателей. Они тоже очень разные люди и по-разному относятся к ближним. Дикой – человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать […]...
- Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? Что является в ней той “пружиной”, которая движет действиями, переживаниями и размышлениями героев? На первый взгляд в произведении дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе рубежа XIX-XX веков и обозначена борьба между ними: уходящее дворянство – Раневская и Гаев; поднимающаяся буржуазия – Лопахин; новые революционные силы, идущие им на смену, – Петя и Аня. […]...
- Судьба человека в рассказах Шукшина Но, подойдя к этой сложной проблеме и лишь пунктиром ее обозначив, Шукшин увидел себя вынужденным сделать и следующий шаг в ее разработке – довести судьбу человека, подобно Ольге не нашедшего “нравственной крепости”, до логического завершения, до того крайнего предела, на котором будет возможен и новый – более масштабный – нравственный вывод; Вывод об ответственности. Вывод […]...
- Братья наши меньшие (по рассказу Л. Андреева “Кусака”) В рассказе Андреева “Кусака” речь одет о проблеме совести и человеческой доброты. Человек считает себя добрым и благородным, но при этом не замечает преданности братьев своих меньших, относится к ним, как к игрушке. Красивая девочка Леля, сама того не желая, нанесла собаке огромную обиду. Собака доверилась ей всем своим собачьим сердцем и получила в ответ […]...
- Пафос жизнеутверждения, десткие образы и гуманизм в творчесве Леонида Андреева В 1905 году был написан рассказ “Христиане”, в котором беспощадно обличается лицемерие царского суда. Рассказ высоко оценил Л. Толстой, а описание суда он назвал превосходным. Лицемерию и ханжеству судей Андреев противопоставил честность и порядочность проститутки, отказавшейся принять церковную присягу под тем предлогом, что, занимаясь позорным ремеслом, она не имеет права называться христианкой. “Христиане” были сильным […]...
- Героиня драмы Андреева “Анфиса” “Инфернальная женщина” в духе Достоевского, “распутница”, “сильная, властная, богато одаренная натура”, “робкая, беспомощная, жалкая, самая обыкновенная” – так по-разному оценивали современники новый психологический тип женщины, описанный Андреевым в его драме “на сюжет из современной жизни”. Она живет среди ординарных присяжных поверенных и старой неведомой Бабушки (Рока, Судьбы), неустанно перебирающей спицы, поблескива-нию которых “отвечают слепые мигания […]...
- Как определить жанр пьесы “Вишневый сад”? Пьеса “Вишневый сад” была написана А. П. Чеховым в 1903 году. Не только общественно-политический мир, но и мир искусства испытывал потребность в обновлении. А. П. Чехов, будучи талантливым человеком, проявившим свое мастерство в коротких рассказах, входит в драматургию как новатор. После премьеры пьесы “Вишневый сад” разгорелась масса споров среди критиков и зрителей, среди актеров и […]...
- Пример сочинения на тему: Человек без дружбы – что дерево без корней Эпиграф: МОЛОДОСТЬ – это вся жизнь. Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, другой, “взрослый” мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось […]...
- Художественное своеобразие пьесы Островского “Гроза” Прослушав “Грозу” в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса – “удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”. Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в “Грозе”. Это нашло отражение даже в ее построении. Действие […]...
- Героиня пьесы Б. Брехта “Мамаша Кураж и ее дети” События, происходящие в пьесе, относятся ко времени Тридцатилетней войны и продолжаются около двенадцати лет: с весны 1624 по январь 1636 года. Маркитантка Анна Фирлинг, прозванная мамашей Кураж за бойкость и ловкость, колесит по дорогам войны на своей повозке, набитой самыми разными товарами: от еды и кожи до шелковых рубашек и пуговиц. Везут повозку на себе […]...
- Пьесы Бернарда Шоу Бернард Шоу – ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. В 1885 году Шоу делает наброски своей […]...
- Жизнь и творчество Педро Кальдерона Педро Кальдерон де ла Барка (1600 – 1681) – испанский драматург, с именем которого связан второй этап развития испанского театра “золотого века”. Учился в колледже и в Саламанкском университете. С начала 1620-х годов в Мадриде стал известен как сочинитель пьес для театров, эпизодически участвовал в военных действиях, которые вела Испания. В 1651 году принял сан […]...
- Проблема добра и зла в прозе Л. Н. Андреева Леонид Андреев – один из самых самобытных и талантливых писателей начала 20 века. Его творчество пронизано философскими темами и мотивами. Одной из ведущих проблем его творчества была проблема добра и зла. Рассмотрим ее на примере рассказа Андреева “Кусака”. В центре рассказа – история бездомной собаки, которая не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, […]...
- Интеллектуальные пьесы Шоу “Профессия миссис Уоррен” (1894). Главная героиня – молодая девушка Виви Уоррен, умная, самостоятельная, активная. Она закончила университет, математический факультет, и готовится начать взрослую жизнь. И только сейчас Виви узнает, что ее мать миссис Уоррен содержит несколько публичных домов. История ее жизни такова. Родилась она в бедной семье. У девушек в их городке было два пути: […]...
- Красота человека и природы в киноповести “Очарованная Десна” Когда я в детстве проходила мимо киностудию имени А. Довженко, меня всегда поражал ее большой фруктовый сад. Особенно весной, когда яблони и груши цвели, и сад превращался в большое бледно-молочное душистое море, как будто зима возвратилась в город и снежной вьюгой лепестков пленила его. Как-то я спросила отца: “Откуда взялось здесь такое чудо?” И услышала […]...