Красота человека и природы в киноповести “Очарованная Десна”

Когда я в детстве проходила мимо киностудию имени А. Довженко, меня всегда поражал ее большой фруктовый сад. Особенно весной, когда яблони и груши цвели, и сад превращался в большое бледно-молочное душистое море, как будто зима возвратилась в город и снежной вьюгой лепестков пленила его. Как-то я спросила отца: “Откуда взялось здесь такое чудо?” И услышала ответ, что этот сад создал Александр Петрович Довженко. “Если человек в своей жизни посадил дерево и вырастил сына, то он недаром прожил жизнь”, – говорили когда-то мудрые люди.

А. Довженко был неравнодушным человеком, поэтому всю свою жизнь писал, создавал, рисовал, снимал фильмы.

Однажды после поездки в одно из новых сел Довженко задумался: “Почему украинская живописность уступает место безжизненной мысли архитектора? почему мы отбрасываем живую человеческую душу?” Поэтому и стремился в своих произведениях показать все величие и красоту человеческой души, так как был “призван возвышать украинский народ”. Всю свою жизнь Довженко восхвалял родную Украину, ее образ отобразил пастельными, мягкими красками в “Очарованной Десне”, встревоженными, грозными молниями изобразил в “Украина

в огне”. Но горячую любовь автора к родной земле мы видим в его киноповести “Очарованная Десна”. Что представляет собой это произведение? Перед читателями проходят картины детства, увиденные маленьким Сашей. Этот мир – большой, таинственный, зеленый, буйный. Любознательный, мечтательный, с незаурядным воображением, познавая этот мир, будущий писатель погружался в него с головой. Единство человека с природой, со светом при рождении – главное, что определяет мировоззрение человека. В глазах маленького мальчика все жило двойной жизнью, даже неприглядное содержало в себе часть прекрасного. В киноповести образ коней передается, как образ чего-то прекрасного, высокого. Красивые, сильные кони, которые появляются в его воображении, на самом деле были худыми, потому что работали всю свою жизнь и умирали в работе. Так и народ с большой душой, который всю свою жизнь жил в бедности, просто не имеет права жить в нуждах.

Отец – мужчина, с которого можно было писать богов, человек с большими сильными работящими руками и умными серыми глазами, топил свою грусть в стакане водки.

Мать, которая похоронила Двенадцать детей, проклинала всю жизнь отца, деда и бабу, которые искалечили ей жизнь, – воплощение женской судьбы. Она все-таки прекрасна, потому что у нее красивая душа и работящие руки, которые посадили и вырастили за свою жизнь много чего… “Когда вылезают именно из земли разные ростки, вот это мне радость”, – любила говаривать она.

И мать, и отец, и дед, схожий на добрый дух, и злая, сварливая прабабушка, – все они составляют единый образ народа, того народа, составной частью которого так остро ощущал себя Довженко. А не поэтому ли обращается он к светлым истокам детства, что реальность и люди, а особенно политическая система, жестоко подвергли его наказанию. Вспомним лишь фельетон Д. Бедного “Философы”, именно из-за него А. Довженко стыдился ходить по улицам Москвы, поседел и постарел за несколько дней. “Очарованная Десна” – это бегство от действительности в светлый мир детства, это – источник воодушевления для писателя.

Или не в том причина нашей бездуховности, в том, что не обращаемся к своим корням, хотим звезды срывать с небес, а наклониться и увидеть звездочку в луже не умеем. Серый тот человек, работа которого не согрета теплыми лучами детства.






Пізнай самого себе твір.
Красота человека и природы в киноповести “Очарованная Десна”