Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”
Библия сама по себе много значила для Б. Л. Пастернака. В “Охранной грамоте” он писал: “Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное”. Поэтому интересны библейские мотивы в его творчестве. В романе “Доктор Живаго” получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству, “Смерти не будет”, – так звучит один из авторских вариантов названия будущего
И значимо то, что главный герой – не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом – бессмертие человеческого духа.
Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского. Это тема духовного воскрешения личности. Она явно вплетена в
“Рады коснуться
И надо проснуться
Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть,
и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна,
и Магдалина, и жизнь.
И надо проснуться!
Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть”.
А главный герой романа воскресение понимает так: “Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили”. Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: “В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего”.
Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе рассуждает: “…Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом”. Героям Пастернака присуща любовь к ближним. В “Охранной грамоте” автор писал, что “будущее человека есть любовь”. И о главном герое романа так говорится: “…всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье”. Есть еще один герой – Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе: “…он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится”.
В романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей (время) и сверхъестественная (вечность). Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского – с дьяволом.
“Загадка жизни, загадка смерти” – над этой тайной бьется мысль автора “Доктора Живаго”. И Пастернак разгадывает “загадку смерти” через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина ощущает “веяние свободы и беззаботности”.
Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни. Он никогда не утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.