Аристофан: сарказм афинского демоса

В демократических Афинах с их широко развитой политической жизнью богатейший материал для комедий давала сама политическая жизнь. Афинская комедия классической эпохи была по преимуществу комедией политической. Непревзойденным мастером политической комедии считался Аристофан (450 – 388 гг.), уроженец Афин, единственный писатель политической комедии, от которого дошло до нас одиннадцать пьес. Отличительными свойствами творчества Аристофана служат: художественная красота формы, неистощимое остроумие, сочетание драматических, комических

и лирических настроений. В своих комедиях Аристофан выражает интересы аттического крестьянства и средних слоев городской демократии.

Главной мишенью аристофановского сарказма служил вождь афинского демоса Клеон, выведенный в двух комедиях: “Вавилонянах” (дошли только отрывки) и затем во ” Всадниках”, о которой упоминалось в другой связи. Сюжет “Всадников” ( 424 г.) таков. У афинского Демоса, одряхлевшего, выжившего из ума старца, два честных, но слабохарактерных раба – Никий и Демосфен. Наряду с ними имеется еще третий народный слуга – Клеон, пафлагонец кожевник, плут, дурак и нахал. Обещая

Демосу кучу благ, пафлагонец на самом деле обманывает и разоряет несчастный афинский народ. Возмущенные поведением своего коллеги, Никий и Демосфен пускаются на хитрость, надеясь выбить клин клином. С этой целью они подговаривают некоего колбасника, еще большего плута и демагога. Колбасник вступает в соревнование с пафлагонцем, обещая еще большие блага Демосу. В конце концов победа остается за колбасником. Разгневанный народ прогоняет своего недавнего кумира, пафлагонца. После этого происходит чудесное омоложение Демоса, переваренного колбасником в котле. Помолодевший Демос начинает новую, здоровую жизнь, берется за собственный ум и прогоняет демагогов. В сопоставлении с нашим предшествующим изложением ясно, до какой степени образ Клеона в изображении Аристофана далек от исторической действительности.

Аристофан жил в сложный и бурный период афинской истории – в период пелопонесской войны. В его комедиях нашли отражение все крупные события и явления этой замечательной эпохи мировой истории. Так, в комедии “Мир” ( 421 г.) жесточайшим образом осмеяна военная партия, вовлекшая Афины в пелопонесскую авантюру и разрушившая все благосостояние Афин. Главное действующее лицо комедии Тригей на навозном жуке поднимается на небо и там узнает, что причиной всех бедствий афинян является запертая в пещере богиня мира, которая теперь не может рассыпать свои блага на афинский полис, на виноградники, оливковые рощи, реки и моря. Виноградарь Тригей освобождает богиню мира, и тогда все входит в нормальную, мирную колею. Люди живут, радуются, пьют, едят и любят. Все радуются, за исключением одних оружейников, главных виновников войны, погруженных в глубокую печаль. Та же самая идея мира проводится в комедии “Лисистрата”, поставленной на афинской сцене в 411 г. На этот раз мира требуют женщины и добиваются его тем, что расстаются со своими мужьями. Заговором женщин руководит Лисистрата, по имени которой и названа комедия. В “Женской экклесии, поставленной в 392 г., Аристофан вводит нас в социальную борьбу афинских партий и знакомит с политическими лозунгами и программами этого периода. Комедия ” Плутос” ( “Богатство”) (388г.) посвящена изображению всепоглощающей страсти афинян к приобретению богатств какими угодно средствами.

Ядовитые стрелы Аристофана летели не только на головы политических деятелей, но и на головы писателей и философов. В “Лягушках” ( 405 г.) Аристофан выводит интригующих друг против друга знаменитых афинских трагиков Эсхила и Эврипида. Историческая ценность этой комедии состоит в том, что она вводит нас в жизнь афинской интеллигенции, показывая ее с бытовой, преимущественно отрицательной стороны.

Присутствовавший при споре бог Дионис, уставший от этих вздорных препирательств, в конце концов останавливает спорящих, говоря:

“Не дело ведь, чтоб трагики бранились, как разносчики”

Симпатии самого Аристофана определенно на стороне консерватора Эсхила, а не новатора Эврипида.

“Но разве, – вмешивается в разговор Гера, – нет в Афинах массы иного рода юнцов, плодящих тысячами трагедии и в тысячу раз более бездарных и болтливых, чем Эврипид?”

На это Дионис, выступающий от лица Аристофана, отвечает : “Да, но ведь это мелкие, сухие ветки, болтуны, щебечущие, как ласточки-перебойщики, творческая сила которых истощается одной пьесой, которые сразу выплевывают свое дарование трагической музе”. В “Облаках” ( 423 г.) Аристофан дает сатиру на софистов, к числу которых он причисляет также Сократа, и на новые принципы воспитания. В “Осах” ( 422 г.) Аристофан смеется над манией афинян к сутяжничеству, в “Птицах'” ( 413 г.) высмеиваются демагоги, вовлекающие афинян во всякого рода рискованные предприятия. Аристофан имел, несомненно, в виду сицилийскую экспедицию, принесшую афинянам столько несчастья. Влияние Аристофана на современников было очень велико. Это был простой, легкий, но в то же время и очень действенный вид политической агитации, попадавшей на насыщенную политической борьбой почву Афин.

Меньшее значение имела лирика второй половины V в.; развитие ее связано больше со временем тирании и олигархии, чем с эпохой развитой демократической жизни. Из прозаических произведений V в. особенное значение приобрели исторические труды. Геродот написал “Историю греко-персидских войн”, а Фукидид – “Историю пелопонесской войны”. Оба эти произведения способствовали развитию исторического жанра.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Аристофан: сарказм афинского демоса