Каменный гость и Дон Хуан в интерпретации Мольера

Сюжет взят из пьесы испанского писателя XVII ст. Тирсо де Молини “Севильский озорник, или Каменный гость” (1630), где впервые появился Дон Хуан (по-французски – Дон Жуан). Под именем, данным герою Мольером, он становится мировым литературным типом. Мольер значительно упрощает сюжет пьесы Тирсо де Молини. Основное внимание он уделяет столкновенью между Доном Жуаном и его слугой Сганарелем. Имя Дон Жуана стало прозаическим для определения развратника, который обольщает множество женщин и потом их бросает.

Эта черта Дон Жуана в комедии

Мольера объясняется его принадлежностью к аристократии, которой все разрешено и которая ни за что не хочет ощущать свою ответственность. Дон Жуан – эгоист, но он не считает что это плохо, поскольку эгоизм целиком согласовывает с привилегированным положением аристократа в обществе. Портрет аристократа дополняется безбожием, полнейшим пренебрежением к религии.

Аристократическому вольнодумству Дон Жуана противопоставляется буржуазная благонамеренность Сганареля. На чьем же стороне Мольер? Ни на чьему. Если вольнодумство Дон Жуана вызывает симпатию, то это чувство исчезает, когда Дон Жуан прибегает к лицемерию

на манер Тартюфа. Его неприятель Сганарель, который защищает мораль и религию, трусливый, лицемерный, превыше всего в мире любит деньги.

Поэтому в финале пьесы, которая тоже перерастает из комедии в трагикомедию, обоих героев ждет наказание, соразмерна их характерам: Дон Жуан проваливается в ад, завлеченный туда статуей убитого им Командора, а Сганарель думает о том, что хозяин, проваливаясь в ад, не рассчитался с ним. “Мое жалованье, мое жалованье!” – этими жалобными восклицаниями Сганареля заканчивается комедия.

В “Дон Жуане” Мольер больше, чем в других своих больших комедиях, отступает от правил классицизма. Характеры здесь не такие односторонние, а оценка их неоднозначная. Комическое объединяется с трагическим, триединство не сохраняются. Действие происходит то во дворце, то на берегу моря, то в лесу. Комедия написана прозой. Церковники сразу постигли, что Мольер неслучайно поручил в пьесе защищать религию такому ничтожеству, как Сганарелю. Комедия прошла 15 раз и была запрещена. Придуманная она была после смерти Мольера, а снова поставленная в Франции лишь в 1841 г.

В комедии “Мизантроп” (“Le misanthrope”, 1666) М. решил исследовать еще один недостаток – человеконенавистничество. Однако он не делает героя комедии – мизантропического Альцеста – отрицательным персонажем. Наоборот, он изображает чесного, прямого человека, который хочет сохранить в себе человеческое начало. Но общество, в котором живут герои, взыскивает ужасное впечатление, “повсеместно властвует мерзкая несправедливость”. Лишь любовь к Селимени удерживает Альцеста в Париже. Но эта светская, распущенная барышня не достойная его чувств. Она совсем не собирается развестись с удовлетворениями и развлечениями парижской жизни ради Альцеста. Если в “Тартюфе” трагикомическое начало было прикрыто, предполагаемо счастливой развязкой, то в последних словах Альцеста, который бросает Париж, ощутимые даже не трагикомические, а трагедийные нотки.

“Мизантроп” – наиболее яркий образец “высокой комедии”. Это совершенное по форме произведение. Мольер работал над ним больше, чем над любой другой своей пьесой. Это любимейшее его произведение, в нем присутствующий лиризм, который удостоверяет о близости образа Альцеста его творцу. Высочайшую оценку комедии дал теоретик классицизма Н. Буало.

В “Мизантропе” Мольер гениально предусмотрел идеи Просвещения. Альцест – человек XVIII ст., в XVII ст. ему негде приложить свои моральные силы. Это философ, а ему приходится подвергать критике жалкие мелочи: бездарный сонет, легкомысленность Селимени и т. п.. Несоответствие серьезности, страстности критики и никчемности ее объектов и представляет основу комического в “Мизантропе”. “Естественный человек” XVIII ст. во времена Мольера еще смешнее. Вот почему большой просветитель Ж. Ж. Руссо осудил драматурга за насмешки над Альцестом: “Повсеместно, где Мизантроп смешной, он лиш исполняет долг порядочного человека”, – писал Руссо.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Каменный гость и Дон Хуан в интерпретации Мольера