Жизнь на границе смерти – проблема романа Василия Барки “Желтый князь”
Нынешнее поколение в большом долгу перед прадедами и прародителями, ведь свыше полстолетия умалчивалась наистрашнейшая трагедия украинского народа – искусственный голод 1933 года. Этот долг отдает в определенной степени творчество писателей диаспоры.
Василий Барка принадлежит к тем художникам, которые жили и работали в эмиграции. Самое известное произведение, которое принесло ему славу – роман “Желтый князь”. В нем автор превыше всего старался показать миру болезненную правду о советской тоталитарной системе, которая уничтожала
Решая проблему “желтого князя”, который является символом уничтожения и разрушения, автор вместе с тем поднимает ряд других проблем, которые остаются актуальными и сегодня. Это проблемы родителей и детей, бездушного уничтожения родительских корней, уничтожение вековых традиций народа, деформация его менталитета. Но основной проблемой романа является философская мысль: жизнь на грани смерти. Именно на примере семьи Катранниковых автор и решает ее. Пришло страшное бедствие в когда-то цветущее село с беленькими хатками, зелеными тополями, подсолнечниками, которые “горели ярче, чем тканье на ризах”. И принесли это бедствие слуги желтого князя, которые погубили жизнь, оставили темную пустыню, чужую местность. Словно в доказательство страшных результатов трудов “желтого князя”, автор в романе создал свой календарь, где месяцы года называются по-новому: декабрь – трупень, январь – могилень, сентябрь – разбоень, октябрь – худень, ноябрь – пухлень, февраль – людоедень… Это просто ужасные слова!
По-новому называет В. Барка и главных героев романа. Это “хлеботруды”, “хлеботрусы”, между ними – “хлебокусы”, “хлебопросы”, “хлебокрады”. Основное внимание автора сосредоточивается именно на отображении противоположных сторон жизни: он пишет о тех, кто выращивает хлеб, и о тех, кто отбирает его у крестьян. Персонажи, которые противостоят друг другу и находятся по разные стороны морали, – это простой крестьянин Мирон Катранник и Григорий Отроходин, который возглавляет кампанию истребления жителей села. У каждого из них своя вера: у Мирона – христианская с десятью заповедями, а у Григория – партийно-большевицкая со сталинским приказом: “Убей душу!” Но этого не удалось людоморам. Душа простого человека, с детства пропитанная добром, красотой и верой, оказалась непобедимой. В произведении это точно показано в глубоком изображении внутреннего мира Андрейки – последнего из живых в семье Катранниковых. Именно он, помня обо всем пережитом, берет на себя ответственность за сохранение и продолжение рода. Возрождение души мальчика наступает тогда, когда он начинает замечать красоту, цветы, “с белыми лучами вокруг”. Его сердце не равнодушно к красоте, а, следовательно, к жизни. Именно для него засиял небосвод в виде чаши, скрытой крестьянами в черноземе, о тайне которой не было рассказано никому, даже умирающим в этом страшном аду.
Автор в романе старается дать ответ на вечный вопрос: для чего человек приходит в этот мир? Чтобы ответить, В. Барка изображает довольно многочисленный ряд разнообразных образов, которые все же условно можно разделить на две категории: люди-варвары или же слепые исполнители, слуги дьявола (желтого князя), который “выполз из топи в образе компартии”; люди-жертвы, которые по своим духовным качествам приближены к Иисусу Христосу.
Страшное бедствие постигло Украину, поэтому народ должен заслужить прощение за свой грех, который заключается в отступничестве от веры, непочтительном отношении к истории, разрушении храмов. Но Василий Барка верит в возрождение украинского народа. Сегодня этот роман звучит как предостережение от ошибок прошлого, так как нужно беречь человеческий дух и пылкую веру в прекрасное и вечное.