“Записки охотника” и русская литература
” Записки охотника ” глубокими корнями уходят в русскую жизнь и русскую литературу. Книга Тургенева сложилась в ту пору, когда все вопросы сводились к отмене крепостного права; она явилась ответом на этот центральный вопрос эпохи, в разрешении которого кровно заинтересовано было громадное большинство русского народа. В письме Белинского к Гоголю видел отражение настроений крепостных крестьян, их ненависти к крепостному праву. Знаменитое письмо Белинского было основой взглядов Тургенева в 40-х годах, в тот период, когда создавались “Записки
Совершенно очевидно, что и книга Тургенева впитала в себя настроения крепостных крестьян, их жгучее недовольство крепостным правом, их протест. В этом народность “Записок охотника”. Историки литературы много говорили о всяческих литературных влияниях, которыми будто бы порождена была эта книга, как и вообще интерес Тургенева к крестьянскому вопросу. Влияние самой русской жизни при этом не учитывалось вовсе. Содействовать повороту общественных интересов в сторону живых социальных вопросов – в этом
Итак, борьба с романтическим эгоизмом имела для Тургенева значение большого патриотического дела. Нет никакого сомнения, что эти взгляды сформировались у Тургенева под непосредственным влиянием Белинского. Личная близость с Белинским в 40-е годы еще больше закрепила и усилила воздействие его идей. Эта близость между Тургеневым и Белинским достигла своей вершины в 1847 году, когда Белинский в Зальцбрунге, где он жил вместе с Тургеневым, писал знаменитое свое письмо к Гоголю.
Но и до 1847 года Тургенев во многом следовал за Белинским. Тургенев никогда не поднимался на высоту его революционно-демократических идей, тем не менее вслед за Белинским автор “Записок охотника” утверждал великие возможности русского народа, “народа юного и сильного”, вслед за Белинским отвергал он космополитизм. Вместе с Белинским требовал Тургенев от мыслящих русских людей перенести свое внимание от “маленьких противоречий в собственной жизни” к великим противоречиям в жизни человечества и общества, к вопросам и задачам социальным.
В 1845 г. Тургенев написал “Помещика”, физиологический очерк в стихах, который ввел Тургенева в круг Писателей гоголевского направления. Белинский с восторгом встретил это произведшие Тургенева. “Помещик” Тургенева, – писал он, – легкая, живав, блестящая импровизация, исполненная ума, иронии, остроумия и грации”. И далее многозначительно прибавил: “Кажется, здесь талант Тургенева нашел свои истинный род, и в этом роде он неподражаем”.
Создавая подобного рода сатирические образы действенности и силы, Тургенев продолжал традиции ” Мертвых душ “, причем к гоголевской галерее мертвых душ Тургенев прибавил галерею душ живых, взятых, прежде всего, из крестьянской среды. Те люди, о которых размышлял Чичиков в знаменитом лирическом отступлении, встали во весь рост в “Записках охотника”. Рядом со Стегуновыми и Зверковыми появились настоящие люди – Кдлиныч, Ермолай, Яков Турок, крестьянские дети. Рядом с “государственным человеком” Пеночкиным оказался истинно государственный ум – Хорь. Лживой “гуманности” помещика противопоставлена была суровая гуманность Бирюка и поэтическая гуманность Касьяна. Восторженные любители искусства, помещикинмеценаты, эти, по словам Тургенева, “дубины, вымазанные дегтем”, обнаруживали истинную свою цену рядом с таким подлинным ценителем искусства, как Дикий Барин. Тупоумный Андрей Беловзоров, племянник Татьяны Борисовны, художник и покоритель сердец, карикатурный сам по себе, становился еще карикатурнее при сопоставлении с великим художником из народа – Яковом Турком.
Важно также и то, что многие крестьянские персонажи “Записок охотника” оказывались не только носителями прекрасных душевных качеств; положительные герои ив крестьянской среды изображены как носители лучших черт русского национального характера. В этом прежде всего и заключался протест Тургенева против крепостного права и общественное значение его книги. Тургенева в связи с “Записками охотника” не раз упрекали в идеализации крестьянства и в отступлении от реализма.