Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт)

Самым выдающимся писателем этого времени в Польше был, безусловно, Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт). Свой псевдоним он заимствовал из книги И. Крашевского “История о Януше Корчаке и прекрасной Мечникувне”, так как образ героя был для Корчака девизом верности и благородства по отношению к своей родине. Книги для детей, которые написал Я. Корчак, обнаруживают, прежде всего, глубокий интерес к ребенку, знание детской психологии.

Януш Корчак – писатель, врач, педагог, но прежде всего человек-гражданин, отдавший всю свою жизнь детям. Он родился в семье варшавского адвоката, окончил медицинский факультет университета, работал педиатром. Литературная деятельность Я – Корчака началась в 1898 году, когда он опубликовал драму “Каким путем”. Будучи врачом по профессии, Корчак по своему призванию был педагогом и много сил отдал работе в благотворительных обществах Варшавы. Он организовал приют для детей польской бедноты (“Наш дом”) и детский дом для детей бедных евреев, директором которого был с 1911 года и до конца жизни. В 30-х годах Корчак совмещал с воспитательной работой большую педагогическую деятельность в Институте специальной педагогики и редактировал журнал для детей “Малое обозрение”. В 1935- 1936 годах выступал по радио с передачами под названием “Беседы старого доктора”. Во время оккупации Польши в 1942 году писатель погиб

в газовых камерах фашистского концлагеря Треблинка вместе с 200 своими воспитанниками.

Педагогические воззрения Я. Корлака были прогрессивны. Его педагогическая система была построена на всестороннем знании и изучении психологии ребенка, на уважении ребенка как личности с большим и сложным внутренним миром. Об этом Корчак писал в работах “Дитя улицы”, “Правда жизни”, “Как любить детей”. Педагогические взгляды Корчака нашли отражение в художественных произведениях для детей, которые в большинстве случаев носят автобиографический характер. Этот автобиографический цикл продолжает повесть “Когда я снова стану маленьким” (1925). Януш Корчак применил здесь нсобый прием: мужчина как будто возвращается в мир детства. Герой, имеющий опыт взрослого человека, совершенно по-новому освещает взаимоотношения поколений. Эта книга помогает ребенку понять мир взрослого, а взрослому раскрывает душевный мир подростка. Книга Корчака воспитывает в детях чувство гуманности, умение быть и всегда оставаться Человеком.

К своей книге “Кастусь-Чародей” Корчак написал следующее послесловие:

Это трудная книжка. Эту трудную книжку я посвящаю неспокойным мальчишкам, которым трудно исправиться. Нужно сильно и постоянно желать. Нужно закалять волю. Нужно быть полезным. Жизнь чудесна. Жизнь как чудесный сон. У кого сильная воля и сильное желание служить людям, для того жизнь будет прекрасным сном. Даже если путь к цели будет сложным, а мысли неспокойными. (Перевод Ф. Стекловой)

Постоянно развивая свою мысль о том, что жизнь прекрасна, Корчак показывает, почему она прекрасна. Глубокий интерес к общественной и политической жизни современной ему Польши, сознание необходимости воспитывать детей сознательными гражданами вызвали к жизни замечательную книгу – сказку-повесть (в двух частях) “Король Матиуш Первый” и “Король Матиуш на необитаемом острове” (1923). Матиуш еще ребенком был мечтателем и уже тогда внушал тревогу. Став королем, он захотел быть реформатором, хотел создать такое общество, в котором все будут равны. Эта история кончается грустно: Матиуша предают его приближенные, он попадает в плен к врагам и осужден на изгнание. Бежав с необитаемого острова, Матиуш скитается инкогнито по стране. Он становится рабочим на фабрике. Хотя его любят подданные, он уже не думает возвращаться в королевский дворец – ведь реформами ничего не достигнешь! Этот подтекст звучит очень явственно. Трагедия героя в том, что он гибнет от руки Фелека, единственного своего друга. Смерть Матиуша потрясает Фелека. Мы верим – он станет Человеком.

Соединяя в себе вымысел-фантазию и реальную правду, эта повесть до конца правдива, так как построена на знании окружающей действительности. Не отражением ли польской жизни были события при королевском дворе, поведение подданных? Своих героев-детей Матиуша и Фелека Корчак наделил настоящими детскими характерами, не ходульными “послушными детьми” обрисованы они в книге писателя. Как и другие книги Корчака, эта сказка-повесть интересна и детям, и взрослым, хотя причины этого интереса, конечно, различные. Несмотря на гибель Матиуша, конец этой сказки все же оптимистичен: не. погибло дело Матиуша, оно продолжает жить в негритянском королевстве Клу-Клу. Такая концовка подсказана верой в лучшее будущее, которой пронизаны все произведения Януща Корчака.

Положительную оценку педагогической и литературной деятельности Корчака дала в свое время Н. К. Крупская. “Автор знает детей, понимает их. Он беллетрист. Это сказывается у него во всем: и в подходе к психологическим проблемам, и в обрисовке главного действующего лица – учителя…” .



Ідея соборності україни у творі чорна рада.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт)