Дети – герои рассказов Васильченко

Настоящая фамилия – Панасенко. Родился на Черниговщине. Учился в учительской семинарии. Работал учителем на Киевщине и Полтавщине. Преследовался властью за революционную деятельность, был арестован. В 1910 году переехал в Киев, работал в газете “Совет”. Принимал участие в Первой мировой войне. В 20-х годах заведовал детским домом, работал учителем в трудовой школе г. Киева. Прозаик. Наиболее известные произведения о детях и для детей: “Непослушный кувшин”, “Цыганка”, “Свекор”, “Басурман”, “Приблуда”, автобиографическая

повесть “Мой путь”. На протяжении нескольких лет писал повесть о жизни Т. Шевченко, но завершил только первую часть “В сорняках”, где рассказывается о детстве поэта.

Болея за судьбу малышни из народа, Васильченко считал, тем не менее, неестественным, изображать их жизнь одними печальными красками… Не следует умышленно гасить бодрость, жизнеспособность, радость жизни… Дети – герои рассказов Васильченко – бодрые, остроумные, полные энергии, сообразительные, любознательные. Жизнь бедняцких детей – бесхлебная и невеселая, от недоедания они худые, аж светятся, становятся печальными и грустными,

но достаточно им ласковое слово сказать, приласкать, и они искренне, младенчески утешаются. И это лишь начало пути, на котором их будут ждать разочарования, столкновение с социальной несправедливостью и борьба за человеческое достоинство.

Детский мир маленьких героев, словно капля чистой родниковой воды, вбирает у себя и отражает лучи солнца и тучи жизненные. Девушка Устина (“Василька”) с любовью собирает букет нежных полевых Васильков, чтобы подарить его учителю. Но, узнав о его аморальности, швырнула цветы на порог. Чистая детская душа наполнилась гневом и чувством решительного протеста. Устина уйдет из дома, будет батрачить, лишь бы не видеть никчемных людей, которые облипли грязью. С мягким, доброжелательным юмором писатель изображает образ Василька, который любит “старовать”, то есть серьезно, по-взрослому учить старших (“Свекор”). За внешне благополучным родственным уютом кроется социальная несправедливость.

Не так уж беззаботно живется, родителям и старшим братьям и сестре Василька, которые с утра и до ночи тяжело работают. Их жизнь полная всяческих невзгод, но они умеют пошутить, посмеяться. Мальчика жизнерадостного характера, который любит пофантазировать и хочет постичь пытливым детским умом и сердцем окружающий мир, видим в новелле “Басурман”. Мать, сама не очень верущая, принуждает Семена ревностно молиться. А его совсем не привлекают поклоны и скучное моление перед иконами.

В нем подсознательно, рождается протест против Бога, его не пугает и картина “страшного суда”, которая висит в доме. Немногословные, но глубокие по содержанию, проникновением во внутренний мир героя, обвитые светлой лирической вуалью – такие новеллы Васильченко о детях.






Мій улюблений літературний герой за сестрою.
Дети – герои рассказов Васильченко