“Я лиру посвятил народу своему” (о поэзии Некрасова)
Ф. М. Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем творчестве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше, в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего народа. Об этом можно судить по всем известному стихотворению “На
Никто из русских писателей не создавал столько произведений о простых людях, крестьянах, фабричных, тех, кого на стройках собрал “царь” по имени “голод”.
О чем бы ни писал поэт, почти всегда он возвращался к теме страданий, тяжелой доли русского народа. В “Рыцаре на час” он просит увести его “в стан погибающих за великое дело любви”. В знаменитом стихотворении “Элегия” он просит молодежь не верить, “что тема старая – страдания народа” и что “поэзия забыть ее должна”, нет, “не стареет она”.
Среди огромного многообразия того, что создано Николаем Алексеевичем на тему о жизни русского народа, неизменно борются две темы, две мысли, два настроения поэта. Он постоянно думает о том, предопределено ли русскому народу всегда быть таким забитым, бесправным и темным, каким он его видел, или же тот воспрянет? Он сокрушается о “темноте” русских людей, которые покупают на ярмарках портреты генералов и милордов, и надеется, что когда-нибудь народ ” Белинского и Гоголя с базара понесет”.
В “Железной дороге” есть известное место, где рассказчик говорит Ване, что не надо “робеть” за русский народ, который “вынесет все, что господь ни пошлет”, который в то же время
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Но тут же добавляет грустную ноту:
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
В уже упоминавшемся “Размышлении…” также есть очень известное место, где автор обращается к народу с вопросом: “Ты проснешься ль, исполненный сил?”, и вновь трагическая нота:
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил…
Этими вопросами задавались еще долгие десятилетия после поэта и задаются до сих пор… Но сегодня, кажется, становятся все более верными слова поэта о том, что русский народ собирается с силами и учится быть гражданином. Тот, кто познакомился с творчеством Некрасова, вряд ли забудет словно вылепленные образы русских людей. Женщин, способных “коня на скаку” остановить, “в горящую избу” войти мастеровых, что молотом играют от зари до зари; купцов-коробейников, которые приносят вместе с товаром радость девушкам и молодицам. Но, конечно, не забудет и строителя-белоруса, у которого “ямою грудь” и “колтун в волосах”, и насмерть забитого солдата, сына крестьянки Орины, и крестьян из “забытой деревни”.
Вчитываясь в отточенные, рельефные строки поэта, невольно думаешь, до чего же удивительно русский это писатель, до чего народный. А еще понимаешь, как много похожего и общего в жизни народа тогда и теперь. Но веришь, что непременно скажется на нашей судьбе “разумное, доброе, вечное”, посеянное Некрасовым и многими другими…