Художественное совершенство новелл М. Коцюбинского

Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого зова она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Он будто сливается со своими рассуждениями и тем самым без видимых усилий, в ненавязчивой форме поворачивает многих в свою веру, в мир своих убеждений и идеалов.

Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи всему художественному миру его героев. Особенно по-новому они раскрылись в новелле. Хотя критики и до сих пор спорят относительно проблематики и жанровых особенностей произведения. Безусловно, вместе

с тем это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, и пейзажная новелла, и философский трактат. Это – своеобразная стенограмма психологических залогов лирического героя его ощущений и настроя. В ритмическом ключе в ней рассказывается о героине, которую утомил город, она стремится к уединению в кононевских полях. Художник этим трактует свое психологическое состояние: “Я устал, меня утомили люди… Откройте окна! Проветрите жилье! Выбросите вместе с мусором и тех, что сорят. Пусть им идут в дом чистота и покой”.

Автор не конкретизирует ни социального

положения своего героя, ни его профессии. Поэтому в изобразительную систему новеллы М. Коцюбинский не вводит большие новых “людей”; толпу, гул. Вспомогательными образами-символами становятся: “моя усталость”, “нивы в июне”, “солнце”, “три белых овчарки” и т. п.. Характерно, что эти образы индивидуализированы, как и человеческие фигуры. Лирический герой стремится объединиться с природой, безграничностью степи, “симфонией поля”. И этот чистый, лучезарный мир природы является своеобразным приемом – антитезой серого и шумного мира города.

Пейзаж в новелле тоже будто оживает. Он отображает сложный внутренний мир героя, изменение его расположений духа, мыслей, ощущений. Именно в пейзаже, по словам И. Франко, “как можно больше живой крови и нервов самого автора. Природа – не статическая, а динамическая – вся в движении и изменениях расположения духа”.

Какими замечательными художественными средствами М. Коцюбинский раскрывает ее чарующий мир! Вспомним некоторые из них, например: “кипят… серебренные волосья овса”, “пленит голубыми реками лен”, “белая пена гречек, душистая, легкая, будто сбитая крыльями пчел”. Эта внеземная красота, освещенная солнцем, создает положительное расположение духа, цепляет в душе самые потаенные струны, которые звучат, как “певучая арфа”, и вместе с тем возрождает в ней то, что было приглушено человеческим горем и беспокойством: “Душа готова, струны тугие, настроенные, она уже играет…” Это общение с природой, красота и гармония окружающей среды снова возрождает в душе лирического героя потребность в общении с человеком. Рефрен “говоры, говоры!” усиливает беспокойство в душе человека, он готов к бою против угнетателей.

Г. Коцюбинский обнаруживает солидарность со своим лирическим героем, он уверен – надо быть на переднем крае борьбы народа за правду и справедливость.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Художественное совершенство новелл М. Коцюбинского