Художественное совершенство новелл М. Коцюбинского
Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого зова она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Он будто сливается со своими рассуждениями и тем самым без видимых усилий, в ненавязчивой форме поворачивает многих в свою веру, в мир своих убеждений и идеалов.
Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи всему художественному миру его героев. Особенно по-новому они раскрылись в новелле. Хотя критики и до сих пор спорят относительно проблематики и жанровых особенностей произведения. Безусловно, вместе
Автор не конкретизирует ни социального
Пейзаж в новелле тоже будто оживает. Он отображает сложный внутренний мир героя, изменение его расположений духа, мыслей, ощущений. Именно в пейзаже, по словам И. Франко, “как можно больше живой крови и нервов самого автора. Природа – не статическая, а динамическая – вся в движении и изменениях расположения духа”.
Какими замечательными художественными средствами М. Коцюбинский раскрывает ее чарующий мир! Вспомним некоторые из них, например: “кипят… серебренные волосья овса”, “пленит голубыми реками лен”, “белая пена гречек, душистая, легкая, будто сбитая крыльями пчел”. Эта внеземная красота, освещенная солнцем, создает положительное расположение духа, цепляет в душе самые потаенные струны, которые звучат, как “певучая арфа”, и вместе с тем возрождает в ней то, что было приглушено человеческим горем и беспокойством: “Душа готова, струны тугие, настроенные, она уже играет…” Это общение с природой, красота и гармония окружающей среды снова возрождает в душе лирического героя потребность в общении с человеком. Рефрен “говоры, говоры!” усиливает беспокойство в душе человека, он готов к бою против угнетателей.
Г. Коцюбинский обнаруживает солидарность со своим лирическим героем, он уверен – надо быть на переднем крае борьбы народа за правду и справедливость.
Схожі твори:
- Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого звучания она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи художественному миру его героев. Хотя критики до сих пор спорят о проблематике и жанре особенностей произведения. Безусловно, одновременно это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, […]...
- Цена жизни: произведение по рассказу М. М. Коцюбинского “Дорогой ценой” Писатель Родился в г. Винница. В 1880 году закончил Шаргородское духовное училище. В 1891 году сдает экзамен на звание народного учителя (был вынужден содержать семью: мать, сестер). Работал в филлоксерной правительственной комиссии, был заведующим отделом в газете “Волынь”, делопроизводителем, а потом статистом в Черниговской земской управе. Автор многих рассказов, новелл, повестей, самые известные из которых: […]...
- Осмысление философских категорий Коцюбинского Произведение “Тени забытых предков” не зря называют настоящим сокровищем украинской литературы. Оно такое многогранное, что познавать его можно бесконечно. Читателя поражает богатство тем и широта взглядов на то, что мы называем вечными ценностями. Тема любви в повести связана с осмыслением философских категорий жизни и смерти. Зарождение жизни, появление на свет – великое таинство и большая […]...
- “Тени забытых предков” Михаила Коцюбинского (этюд) Может, дело в том, что весь мир “Теней…” – это сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная? Но Коцюбинский не может окончательно превратиться в ребенка или доброго деда-рассказчика; пересчитав нявок, чугайстров, аридников, щезников и русалок, будто действующих лиц, все равно отмечает: “весь мир только был как сказка”… А дальше рисует. Внимательный очевидец рисует, наслаждаясь натуральностью […]...
- Идейно-художественный анализ новелл “Новость”, “Кленовые листья” Василия Стефаника Василь Стефаник очень любил детей. Детям он посвятил самые лирические свои произведения – новеллы “Новость”, “Катюша”, “Кленовые листья”. Семейные драмы, обусловленные социальными причинами, отражены в новелле “Кленовые листья”. Главное действующее лицо – гастарбайтер Иван. Его жена рожает четвертого ребенка, а сама тяжело болеет. Вечером отец позвал кумовьев, угощает их и жалуется на свою судьбу, на […]...
- Фольклорные источники повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков” Где можно встретиться со сказкой, где можно услышать “вечный шум реки”, увидеть “длинные плакучие травы”? Кажется, только в Карпатах и еще в повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков”. Живут там люди, щедрые душой, песенные люди, которые называются гуцулами. Именно о них, увлеченных своими обычаями, бытом, поверьями, пишет М. Коцюбинский, открывая в свое время для Украины […]...
- Импрессионистическая основа новеллы “Интермеццо” Михаила Коцюбинского Павел Тычина называл имя Михаила Коцюбинского наряду с именами Ивана Франко, Леси Украинки, Василия Стефаника, так как, по его словам, “относительно красоты и глубины произведений другого писателя такого мы не найдем”. Особой привлекательностью и свежестью отличаются те произведения Коцюбинского, которые написаны в импрессионистической манере. В связи с этим ученый-литературовед Сергей Ефремов писал: “О зрелости его […]...
- Утверждение любви в повести Г. Коцюбинского “Тени забытых предков” Философская мысль трактует Человека как носителя исторической информации всех времен. Писатель в своей повести рассуждает: что наша жизнь? как блеск на небе, как черешневый цвет? Дисгармония В человеческом обществе, разорванность с микрокосмосом души всегда беспокоила М. Коцюбинского. Солнцепоклонник не прославляет свое время, а находит в нем пороки, которые стоят на помехе вечного звездного течения, стремится […]...
- Воля к жизни на примере рассказа М. Коцюбинского “Дорогой ценой” Дорогой ценой приобретали волю, многое пришлось им пережить, пройти через множество испытаний. Были и отчаяние, была и смерть. Когда я читаю рассказ М. Коцюбинского “Дорогой ценой”, то мне кажется, что это я убегаю вместе с ними от крепостничества, что я тоже ощущаю голод, боль, страдание, что это я вместе с ними стараюсь выжить и победить. […]...
- Мои раздумья над повестью М. Коцюбинского “Тени забытых предков” “Весь мир был как сказка, полон чудес, таинственный, интересный и страшный”. Мне кажется, что и вся повесть М. Коцюбинского “Тени забытых предков” – будто удивительная сказка, преисполненная волшебного мира природы, дышит им, зовет к себе. Среди этих чудес живут люди, настоящие, реальные, утверждая то добро, то зло, то любовь, то ненависть. Когда читаешь эту повесть, […]...
- Герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” Танкред, Гисмонда и Гвискардо – герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” (1350-1353) – 1-я новелла 4-го дня. Танкред, правитель Салернский, убивает Гви-скардо, любовника своей дочери Гисмонды, и посылает ей в золотом кубке его сердце; она поливает сердце отравой, выпивает отраву и умирает. Сюжет этой новеллы Боккаччо восходит к всемирно известному фольклорному сюжету – […]...
- Новеллистка Мериме: типология новелл Становление Мериме-писателя происходило во времена ожесточенной борьбы между литературной молодежью, стремившейся к обновлению французской литературы, и писателей старшего поколения, предпочитающие проверенные временем каноны классицизма. Для Мериме форма новеллы была нова. Но он хотел через единичное событие раскрыть характер иных народов и эпох. События всегда ведут к романтизму. Реалистическая черта их связана с освоением характера исторически […]...
- Художественное своеобразие повести Толстого “Казаки” В “Казаках” Толстой шел за Пушкиным, но отнюдь не повторял его, а в чем-то даже спорил с Пушкиным. Это был особенный, характерно толстовский путь ученичества: он учился, оставаясь верным не только учителю, по и самому себе,- учился, преодолевая. В “Казаках” “спор” с Пушкиным и преодоление пушкинских художественных решений заключалось прежде всего в демонстративном снижении, “заземлении” […]...
- Героико-романтический жанр новелл “Мать” и “Я (Романтика)” Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы “Мать” писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: “Отец этих боевых ребят умер очень давно – так давно, что и не скажешь…” И сама характеристика образов тоже идет от сказки: “Как помнят старожилы, из отца был обычный […]...
- Сочинение на тему: Художественное своеобразие романа “Что делать?” Могущество мысли (по терминологии Белинского ), характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и предсказуемости его развития. Писатель отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, тайн, внешних эффектов, за исключением начальных главок, цель которых – заинтересовать “простодушную публику”. Уверенность героев романа в прочности своего положения, невиданный […]...
- Художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Но в целом “Герой нашего времени” – качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана. Социальность Романа выражена […]...
- Краткое изложение Триста новелл Ф. Саккетти Триста новелл В предисловии к своей книге автор признается, что написал ее, следуя “примеру превосходного флорентийского поэта, мессера Джованни Боккаччо”. “Я, флорентиец Франко Саккетги, человек невежественный и грубый, задался мыслью написать предлагаемую вам книгу, собрав в ней рассказы о всех тех необыкновенных случаях, которые, будь то в старину или ныне, имели место, а […]...
- Литература как художественное отражение жизни Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему “Литература как художественное отражение жизни”, которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе (“Начальное понятие о литературе как искусстве слова”), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых […]...
- Художественное своеобразие романа “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – первый из серии знаменитых романов Достоевского, вошедших в золотой фонд мировой художественной литературы. На первый взгляд может показаться, что сюжет “Преступления и наказания” укладывается в стандартную схему так называемого “уголовного романа” с его обязательными компонентами: преступление, убийца, следователь… Но в уголовных романах сюжет обычно держится на тайне: личность преступника обычно выясняется […]...
- Первое художественное произведение Крылова Первым его художественным произведением, написанным еще в Твери, была басня, “переведенная” им из Лафонтена. Фактически же – сочиненная заново. С баснями Лафонтена юный стихотворец познакомился скорее всего па уроках французского языка, но что побудило его к самостоятельному творчеству? Возможно, что пример самого французского баснописца, а может быть, переводы лафонтеновских басен Сумароковым. Впрочем, есть и третий […]...
- Художественное своеобразие одного из произведений современной отечественной драматургии Современная российская драматургия отличается натуралистичностью и вызывающе “физиологической фактурностью”. Одним из наиболее заметных драматургов нового времени является Николай Коляда. “Сказка о мертвой царевне” – одна из лучших его пьес. Главная героиня, Римма, находится на последней ступени распада личности: никакой женственности, отупелость и бесчувствие. По профессии она ветеринар и занимается тем, что умертвляет бездомных кошек и […]...
- Художественное наследие Горького В ранних горьковских произведениях действовали социально конкретные лица – главным образом отвергнутые обществом босяки. Критическая направленность рассказов об их горькой доле – очевидна. Не вызывает сомнений значимость и другого мотива. В своем презрении к уродливым собственническим устоям деклассированный люд нес в себе стихийное, часто странно проявленное влечение к воле, свободе, столь дорогое даже в этом […]...
- Художественное мастерство древнерусской литературы Несмотря на обширную литературу, посвященную древнерусскому искусству, его методология изучена мало, а художественные принципы остаются почти не исследованными. Больше повезло технике живописи, о которой существует ряд специальных работ. Между тем из письменных источников можно извлечь весьма интересный материал, касающийся художественной структуры живописного произведения. Одним из таких источников является “Учение книжного письма” из сборника В. Ржановского, […]...
- Художественное воспроизведение проблемы украинизации в комедии “Мина Мазайло” О комедии “Мина Мазайло” известный литературовед Юрий Шорох писал: “Украинский театр получил свою наилучшую комедию, может, свою единственную комедию, если свойством комедии считать легкость, игривость, ритмичность, грацию…”. В этих словах – высокая оценка художественных достижений произведения. Современные исследователи определяют комедию “Мина Мазайло” как политическую. Ведь политический подтекст заложен уже в сюжете. В комедии речь идет […]...
- Образ моря и его художественное воплощение в произведениях отечественной классики XIX века Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы. Великие поэты XIX века, Пушкин и Лермонтов, нередко в своем творчестве обращаются к образу моря. Обратимся к стихотворению А. С Пушкина “К морю”. Перед нами стихотворение – обращение к […]...
- Художественное своеобразие пьесы “Прометей прикованный” Существовала Древняя легенда, согласно которой Эсхил, заснув в детстве в отцовском винограднике, увидел во сне бога Диониса. Бог предупредил мальчика о том, что он должен стать трагическим поэтом. По велению богов Эсхил стал автором многих десятков пьес, из которых, к сожалению, до нашего времени сохранились только семь. Среди этих жемчужин древнегреческой драматургии – и пьеса […]...
- Роман Сартра “Тошнота” – художественное осмысление тотальной абсурдности бытия Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра – проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является “для-себя-бытие”. “Для-себя-бытие” – высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через “для-другого-бытие” – различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему “другого”. […]...
- Художественное богатство “Охотничьих улыбок” Остапа Вишни Широко известен на Украине и за рубежом украинский юморист и сатирик Остап Вишня. Творцом необыкновенной “вишневой улыбки” справедливо называют Остапа Вишню – мастера смеха, выдающегося художника, народного писателя. Особой любви читателя заслужили “Охотничьи улыбки” Остапа Вишни, наверное, единственный в литературе случай, когда значительный по объему и художественной силе цикл произведений гармонично и сильно пронизан жизнерадостным […]...
- Художественное своеобразие поэмы Гоголя “Мертвые души” В начале VII главы Гоголь раскрыл суть своего отношения к различным принципам отражения действительности в литературе. Он сравнивает два типа писателей. Один – возвышенный романтик, воспевающий лишь нечто возвышенное, вечно прекрасное: он “не спускался с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям”. Другой же “дерзнул вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, […]...
- Идейно – художественное своеобразие романа В. Скотта “Айвенго” Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор. фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много Деталей, подробности – […]...
- Проблематика и художественное своеобразие поэзии Арагона Луи Арагон (1897 – 1982 гг.) Родился в Праиже. Он учился в парижском лицее, затем получил специальн6ость врача. В конце первой мировой войны Арагон в армии. Во время войны он пишет и публикует первые стихотворения, примыкает к дадаизму, затем становится одним из виднейших представителей сюрреализма во Франции. После оккупации Франции гитлеровцами Арагон включился в движение […]...
- Художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” – широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет весь поэтический строй произведения. Лиризм поэмы проявляется и в самом тоне авторского повествования. Авторское начало в поэме вполне ощутимо, хотя и не всегда выделено на […]...
- Художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма ” Кому на Руси жить хорошо ” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все проблемы, которые волновали, использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: […]...
- Романтизм как художественное направление Романтизмом называют художественное направление, которое возникло в начале XIX века в Европе и продолжалось до середины XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей. Предпосылкой возникновения романтизма считают великую французскую буржуазную революцию. До нее во Франции все было упорядочено, существовала четкая сословная иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция разрушила […]...
- Художественное мастерство Куприна Александра Ивановича Куприна мы знаем как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX – начала XX века. “Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” – эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Большой жизнелюб, […]...
- Художественное своеобразие прозы Чехова в русской литературе Еще в 1882 г. Пушкин заметил: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы”. На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах, как может быть ужасна жизнь внешне вполне благопристойная и мирная, если […]...
- Проблематика, художественное своеобразие романа “Чума” Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю “Калигула”. Непосредственным историческим источником сюжета является сочинение римского историка и писателя I в. Светония “О жизни двенадцати цезарей”. Камю читал “Калигулу” Светония. Он был очарован этой личностью. Он постоянно говорил о нем. В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказывается от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя […]...
- Художественное своеобразие романа “Кто виноват?” И в теории, и в практике Герцен последовательно и целеустремленно сближал публицистику и художественную литературу. Он бесконечно далек от спокойного, невозмутимого изображения действительности. Герцен-художник постоянно вторгается в повествование. Перед нами не бесстрастный наблюдатель, а адвокат и прокурор в одном и том же лице, ибо если одних действующих лиц писатель активно защищает и оправдывает, то других […]...
- Художественное своеобразие пьес Петрушевской Пьесы Петрушевской густо заселены героями как сценическими, так и внесценическими. Однако у нее есть и пьесы-диалоги (“Стакан воды”, 1978; “Изолированный бокс”, 1988), и пьеса-монолог (“Песни XXвека”), давшая название сборнику ее драматургии (1988). Увлечение театром, ориентация на создание иллюзии “магнитофонного” стиля письма обусловили и особенность прозаических произведений писательницы. Повествование в них препоручается рассказчицам. Проза Петрушевской носит […]...
- Художественное своеобразие поэзии Есенина Поэзия Есенина действительно необычайно образна. Для нас: светит луна, и свет ее падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: “Чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога”. Какие только воплощения и перевоплощения ни происходят в его стихах! Луна превращается в кудрявого ягненка, в желтого ворона, медведя, жеребенка, пастушеский рожок, лошадиную морду и т. д. и […]...