Виктор Платонович Некрасов и его произведения
В. П. Некрасов родился 17 июня 1911 года в Киеве на Владимирской улице (в этом районе жила тогда интеллигенция: Врубель, Булгаков) в семье врача. Его родители были дружны с В. И. Лениным и А. В. Луначарским, сестра его матери долгие годы работала с Н. К. Крупской. Несколько лет провел с родными в Париже, вернулся на родину. Учился на архитектурном факультете Киевского инженерно-строительного института. Одновременно окончил театральную студию и в течение четырех лет работал актером и театральным художником в театрах Владивостока, Кирова, Ростова-на-Дону.
Некрасов был человеком мужественным. Вместе с А. Д. Сахаровым во весь голос протестовал против попыток Брежнева реанимировать сталинизм. Вопреки Суслову вместе с украинскими писателями подписал письмо-протест против гонения на украинский язык. И тогда, когда он был молод, и тогда, когда в волосах появилась седина, он не принадлежал ни к каким литературным группам, ведущим междоусобную борьбу за место под солнцем. Он всегда был сам по себе. И поэтому был начальству неудобен. Тому начальству, которое привыкло давать указания и управлять. В. Некрасов в своей прозе избегает литературных блесток. Сознательно. Он ищет и находит самые простые слова, которые способны звучать звонко и чисто. Истоки прозы В. Некрасова надо искать в “Севастопольских рассказах” Л. Н. Толстого. У своего великого предшественника Некрасов учился точности и неброскости, скромности прозы. Свою прозу писал только мягким карандашом, пользуясь резинкой, писал на фанерке, которую, сидя в кресле, держал наклонно. Черновики Некрасова существуют только в единственном экземпляре. Проза Некрасова удивительная. Емкая, звучная, немногословная, чистая. Автор тщательно отбирает только те слова, которые нужны, чтобы передать состояние человека на войне, как, например, в повести “В окопах Сталинграда”. В какой-то степени повесть вызывающе политична. Покоряя читателя своей естественностью, простотой и правдивостью, повесть откровенно противостояла нарастающему в то время в нашей литературе потоку беллетристики, получавшей полное одобрение партийных верхов. Хотя повесть “В окопах Сталинграда” и была удостоена Государственной премии СССР, критика стала посматривать на Некрасова с подозрением. А Некрасов продолжал как ни в чем не бывало работать. На этот раз над повестью “В одном городе”. Он считал своим долгом рассказать правду о том, как люди его поколения возвращались с уже привычной им войны к непривычной мирной жизни.
А к мирной жизни они привыкали трудно. А редакторы требовали победных маршей, жаждали идеальных героев. Ну а демобилизованный офицер Николай Митясов из повести Некрасова “В родном городе” в такие герои не годится. Язык писателя по-прежнему строг и прост. Его взгляд все так же зорок. Каждая деталь свидетельствует о многом. Некрасов отличается от тех авторов, которые горазды на выдумку. Обычно он писал о том, что сам пережил. Но как же тогда повесть “Кира Георгиевна”? Ведь Некрасов не сидел в сталинских лагерях. Но то, что происходило в этой повести, так волновало автора, что он не мог пройти равнодушно мимо этой тогда еще “закрытой темы”. Эту повесть официальная критика дружно осудила. О своих редких поездках за рубеж Некрасов написал путевые заметки. Рассказал о загранице правду с любовью к чужим людям. Но “оттепель” уже шла на убыль, другой очерк Некрасова о США вызвал державный гнев. Положение в литературе круто изменилось к худшему. Печататься было негде. За целое десятилетие Некрасову удалось опубликовать только несколько очерков и издать небольшую книжку “В жизни и письмах”, вышедшую мизерным тиражом. А тучи между тем сгущались. Даже ездить по стране становилось все труднее и труднее. Некрасову пришлось принять отчаянное решение – уехать. Эмигрировал он во Францию. Умер Некрасов вдали от Родины 3 сентября 1987 года в Париже.