Творчество М. Цветаевой: рассказ о себе
Творчество М. Цветаевой – одно из самых своеобразных явлений литературы Серебряного века. Оно отмечено прежде всего глубинным единством жизни и слова о ней, напряженной исповедал ьнос-тью, искренностью, открытостью. Уже в первых своих сборниках (в Вечерний альбом “, “Волшебный фонарь”) М. Цветаева открывает читателю очень интимный, таинственный мир:
По роялю бродит сонный луч, Поиграть? Давно утерян ключ! Ах, без мамы ни в чем нету смысла!..
Здесь возникает и образ рано умершей матери, и образ романтического прошлого родного
Ты дал мне детство лучше сказки И дай мне смерть в семнадцать лет.
В дальнейшем в лирике М. Цветаевой возникают образы цыганки, грешницы, куртизанки, участницы разбойничьей шайки. Но все эти маски – лишь проекции личности поэта в разных культурах, в разных эпохах. В них – цыганский мятеж и бунтарство,
Есть на свете поважней дела Страстных бурь и подвигов любовных Ты – крылом стучавший в эту грудь. Молодой виновник вдохновенья Я тебе повелеваю – будь! Я не выйду из повиновенья.
Отсюда возникает особый строй души, особая атмосфера, характерная для всех ее творений. Это – стихия душевного горения, безмерности чувств, постоянного выхода за любые пределы, острейших конфликтов с окружающим миром.
Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший – сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью в мире мер?!
Но не только о своей душе, о ее переживаниях говорила М. Цветаева. В годы революции ее голос звучит пророчески:
Свершается страшная спевка, Обедня еще впереди! Свобода! – Гулящая девка На шалой солдатской груди!
Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сердце поэта, и пришло прозрение: больно всем – и белым, и красным:
Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белым стал: Смерть побелила.
В эти тяжелые годы, когда М. Цветаева осталась с дочерьми одна, без всякой поддержки, и должна была выживать, стихи ее особенно стали похожи на страницы дневника. Одно из стихотворений она начинает словами: “Ты хочешь знать, как дни проходят?” И стихи рассказывают об этих днях – “Чердачный дворец мой…”, “Высоко мое оконце…”, “Сижу без света и без хлеба…” И о самом страшном – о смерти от голода двухлетней дочери Ирины – тоже рассказано в стихах. Это исповедь матери, которая не могла спасти обеих дочерей и спасла одну:
Две руки – ласкать, разглаживать Нежные головки пышные. Две руки – и вот одна из них За ночь оказалась лишней.
По стихам М. Цветаевой можно безошибочно восстановить ее биографию: и отъезд из России, и горькие годы эмиграции, и столь же горькое возвращение (дочь, муж, сестра арестованы). И, конечно, трагический конец:
Пора – пора – пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь – быть, В бедламе нелюдей Отказываюсь – жить.
Так заканчивается цветаевская повесть. Она знала, в чем ее трагедия, – в том, что для нее “нет ни одной внешней вещи, все – в сердце и судьбе”. Поэтому чтение ее стихов – занятие не из легких. В произведения М. Цветаевой необходим о углубляться, они требуют от читателя встречной работы мысли. Однако усилия оказываются вознагражденными проникновением в мир глубоких мыслей и смелых исканий.