Трагическая судьба народа в творчестве Александра Довженко
Как настоящий художник, Александр Довженко безгранично любил свой украинский народ, судьба которого глубоко волновала художника. Писателя захватывало то, что несмотря на темноту и бедность, украинскому народу удалось сохранить чистоту душ, волелюбимость и высокую мораль. О трагизме народной судьбы, испытания и страдания во время Второй мировой войны, с жгучей болью и гневной страстью говорит А. Довженко в киноповести “Украина в огне” и “Дневник”.
Эти произведения являются гневным осуждением тоталитарной системы, которая бросила
Александра Довженко приводило в негодование и то, что в Украине (единственной стране в мире) не изучалась собственная история. Это “где же и рождаться, где плодиться дезертирам, как не у нас. Где расти слабым духом и продажным человеком, как не у нас”, – с горечью
Панорама изображаемых событий расширяется и углубляет благодаря масштабности и динамичности, кинематографическому калейдоскопу изображенного. В который раз уже в ходе своей истории Украина стала большой руиной. Осуждая войну, фашизм, писатель раскрывает его глубокую “психологию”. Об этом цинично рассказывает фон Крауз своему сыну: “Тебе нужно знать, у этого народа… нет государственного инстинкта. В них нет вечных истин. Поэтому среди них так много предателей”. Фашисты тщательно готовились к войне, хорошо выучили недостатки людей коммунистической системы. Но все же украинский народ жил верой в победу над большим человеческим злом – фашизмом.
Поэтому главной в произведении является проблема национального самосознания человека и народа, которая полностью раскрывается в словах бойца-патриота Василия Кравчины. Он подчеркивает: “Нас много. Нас миллионы…, которые прошли через огонь страданий, прокуренных и прожженных в боях и невзгодах…” Отсюда – и глубоко гуманистическая концепция киноповести, и определяющим является для писателя эпический конфликт между человеком-личностью и человеком-винтиком.
Содержание описанного в повести – это ужас войны, о котором не забудут потомки с возрастом, потому что это такая боль, такое осквернение украинского народа, которая лежит за пределами негодования и отчаяния. Но этого не хотел видеть наш “большой отец народов”, так как большая часть в этой трагедии принадлежит и ему.
На такой вызов против тоталитарной системы и своей личности Сталин, конечно же, не мог не отреагировать. Произведение было запрещено в печать и постановку, а сам А. Довженко до самой смерти Сталина будет находиться у него в немилости. Впервые повесть “Украина в огне” была напечатана лишь в 1966 году, и ее назовут первой всенародной трагедией, из-за позаимствованного автором шевченковской направленности.
А. Довженко постоянно задумывался над тем, что ожидает его родной народ после войны, “или соберется он снова на Украине, …или останется там, а на наши руины приедут чужие народы и образуют на ней мешанину?” Эти вопросы и до сих пор волнуют многих потомков великого оптимиста. Не обошла стороной трагедия украинский народ и в последние времена. Она отразилась в бездумных проектах преобразования природы, от которых страдает не только экология, но и духовность. Ярким примером являются слова писателя, сказанные о Каховском море: “Новое наше море – новое наше горе”.