Трагедия крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника
Творчество В. Стефаника – одного из величайших художников Украины – выделяется высоким гуманизмом и настоящей народностью. Как истинный писатель-гуманист, он проникает в глубины человеческой жизни и психологии, воплощая свои наблюдения в мастерской художественной форме. В значительной части произведений В. Стефаник изображает трагическую судьбу бедного крестьянина. Для примера можно взять не одну, а несколько новелл. Внимательно рассмотрим и обобщим их содержание, представим себе те времена…
“По селу идет, плывет тоненькими
Представляешь все это – и на сердце становится так радостно и спокойно, что и самой хочется петь. Но желание сразу исчезает, когда узнаешь о той жестокой и ужасной действительности, которая прячется за стенами показной красоты. Солнце только что взошло и своим лучами осветило крест. Знаете, тот, что Иван Дидух сам себе на холме поставил. Бедный мужчина! Всю жизнь отдал трудной изнурительной работе. С утра до ночи гнул спину, некогда
“А ты, помни, что как я деньги задаром по докторам рассею, да и ты аминь сделаешь! Я тебя без доктора похороню, я тебе буду доктор!”. А разве мы можем его осуждать? Вы, возможно, думаете, что ему не жаль дочери, что отец не любит ее? Любит и уважает. Еще как! Но бедность и нужда приводит к тому, что родители заведомо должны просчитывать, следует ли отдавать за лечение ребенка деньги. А может, и не нужно? А куда это селяне спешат? А это они к белокурой Дочке, на науку. С тех пор ввели “векселя”, с того времени все и началось. Работал мужик на ниве да вокруг дома и горя не знал. Так нет же! Упали проклятые бумаги, как снег на голову, а их еще и подписывать надо. А откуда же необразованному мужику уметь это делать? Но им повезло. У них есть Дочь. И что с того, что все должны заплатить за обучение? Ну и что, если придется отдать курицу или несколько монет, заработанных трудной работой? Все это стоит умения ставить настоящую подпись, а не какой-либо там крестик. Возле дома сидит старенький седой дедушка и жалуется на свою несчастную судьбу. Тяжело на миру жить, очень тяжело, а здесь еще и дети боль приносят. Работал, пока сил хватало. Заработанное – детям: “коровку дал, овечку дал, плуг дал, все дал”.
Вы думаете, дождался благодарности? Где там! Наоборот: “Околевайте старики, так как вам жаль ложки кушанья. Молочко поедают, сырец поедают, а мы, как щенки на них смотрим… вы старенькие, слабенькие, да и ешьте мало. Так нам отвечают наши дети”. Так от кого, скажите, ждать добра, когда родная кровинка, которой отдал всю жизнь и любовь, отказывается от тебя, пренебрегает, унижает? И это еще ничего по сравнению с тем, какой сюрприз приготовила Касиянихе ее дочь. Вы еще не знаете? Родила московского незаконнорожденного. Вот было! Отец с матерью отреклись, поп в церкви проклял, соседи не уважают. Не нашла покоя в селе. Но когда покинула все и пошла куда глаза глядят, тогда свободно вздохнула и поняла, что находится в безопасности: “Грех, мой грех! Я тебя искуплю, и ты у меня вырастешь большим, мой сын”. Боже, как, наверное, тяжело бояться своих родных, прятаться от пренебрежительных взглядов соседей-односельчан! Жизнь трагична, ищешь и нуждаешься в поддержке близких, но и они к тебе равнодушны. Как можно говорить о счастье, благосостоянии и мире, когда вокруг не люди, а каменные создания с гранитными твердыми сердцами? Хотя и их мы должны понять.
Бедность и нужда делают свое черное дело, принуждая человека пренебрегать не только окружающими, а и самим собой, не оставляя никому даже капельки надежды. А она, как известно, умирает последней… Вот такова она, жизнь крестьян конца XIX начала XX столетий. Что не день – то новость. А то, что Григорий утопил в реке свою доченьку. Не потому, что хотел причинить ей зло. Нет! Он просто хотел лишить ее всех мучений, которые ждут каждого мужицкого ребенка. С помощью сравнений и художественных деталей автор создает гнетущую картину страшного обнищания крестьянской семьи. Отец достал где-то ломоть хлеба и бросил детям на печь, – увидел, что они, “как щенки вокруг голой кости…”, были такие изможденные, что непонятно, “как те меленькие косточки держались вместе”, высушенные тела их были, “как перо”, а видны были только, “как олово”, налитые горем глаза. И отца охватил ужас, и в голове мелькнула мысль, что лучше умереть, чем так жить. Он молился, бегал по соседям, почернел, на грудь давил ему какой-то камень, но избавиться от страшного замысла не мог. Когда шел с деточками к реке, ему жгло будто огнем, он скрежетал зубами. Увидев реку, побежал изо всех сил и бросил дочку в воду. Федор поджог имение Курочки, отомстив таким образом за несправедливое отношение господина к нему. А нескольким мужикам придется встретить Святой вечер не с семьей, как положено, а в тюрьме, куда их посадили с целью наставить на “путь истинный”. Но не смотря на все это, жизнь продолжается.
Завтра снова взойдет солнце, обласкает лучами каждое деревце и каждый кустик, птичку, которая будет щебетать, прославляя рождение нового дня, который принесет свои заботы и проблемы. Что поделаешь, такова его судьба – судьба труженика и земледельца. Вечного мученика.