Тип “гордого человека” и его воплощение в произведениях отечественной литературы
Проблема “гордого человека”, его отношения с окружающими, его жизненного пути волновала многих отечественных классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького и др. Гордость – один из семи смертных грехов. Гордые герои по своей природе одиноки, холодны. Они ставят себя выше простых смертных, считают, что им уготована иная, высшая миссия.
В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Онегин (роман ” Евгений Онегин “), Печорин (” Герой нашего времени “), князь Андрей Болконский
Галерея “гордых героев” открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться, играть
Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, “тоскующая лень” – еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни. Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли.
Но в итоге, простота, открытость, искренность чувств победили, сердце героя наполнилось нежностью и любовью к изменившейся Татьяне. Только теперь Онегин стал жить по-настоящему, почувствовал весь аромат жизни, испытал и муку, и счастье. Любовь и гордость находятся на разных полюсах.
Они не сосуществуют вместе. Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу. Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить. Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.
Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его “я” всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: “Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…”. Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье “насыщенную гордость”. Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия. Именно поэтому “глаза его никогда не смеялись”.
Сам герой напряженно ощущает свою внутреннюю обреченность нести людям беды, в одной из дневниковых записей он называет себя “топором в руках судьбы”. Для окружающих он, как и Онегин, – загадка. Этой таинственностью, непохожестью на других он привлекает княжну Мери. В этой манящей загадочности Печорину пытается подражать Грушницкий, но это оборачивается нелепой и трагической комедией.
Гиперболизированная гордость наполняет сердце Ларры в повести М. Горького “Старуха Изергиль”. Здесь отчуждение достигает высшей степени, высшего накала. Небывалая самовлюбленность героя, его самоуверенность в собственной красоте и величии толкает его на преступления. Проблема эгоизма и вседозволенности решается М. Горьким в символическом, аллегорическом плане. Люди наказывают Ларру самым страшным приговором – одиночеством. Таковы последствия его гордости.
Таким образом, проблема “гордого человека” всегда оставалась актуальной для русских писателей во все времена. Они решали ее в нравственном, гуманистическом ключе. Гордость создает изоляцию, делает жизнь искусственной, одинокой, приносит страдания, сожжет подтолкнуть к преступлению. Гордость вовсе не означает величия или превосходства, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.