Тема сочинения: День Победы 9 Мая
С раннего детства мне запомнились торжественные парады, которые демонстрировались по телевидению 9 Мая. Стройные прямоугольники войск, лица седых генералов, многоголосое “ура!”, торжественные песни, звон медалей и орденов, цветы в руках ветеранов Великой Отечественной войны и лица этих пожилых людей, на которых одновременно можно было прочитать и радость, и гордость, и боль, и грусть…
Конечно же, тогда я не могла понять всего и воспринимала происходящее просто как праздник. Тем более что в нашем доме в этот день собиралась за праздничным
Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу,
Так писал в своем знаменитом произведении “По праву памяти” А. Твардовский. И действительно, в наше сумасшедшее время, когда человек и человечество теряют свое лицо в погоне за минутными удовольствиями, преуспеванием и наживой, когда со всех сторон слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения, когда низкопробные зарубежные фильмы, которыми переполнен телевизионный эфир, притупляют свежеть чувств и лишают ощущения неповторимости собственной жизни – так трудно остановиться, подумать, понять, куда идет страна и человечество. А ведь сделать это необходимо, как необходимо вспомнить уроки истории, и уже не по-детски, а серьезно, по-взрослому осознать, что “не хлебом единым жив человек”. Со дня победы советских войск над фашистской Германией в мае 1945 года прошло уже более шестидесяти лет. Не много осталось среди нас тех, кто понимает истинное значение этого события. Еще меньше тех, кто вообще задумывается о: том, какова роль этой войны и победы в ней в истории страны. А ведь именно сейчас настало время оценить прошлое и сделать соответствующие выводы. Один из критиков еще в конце 70-х годов прошлого века написал статью под названием “Не только с фашизмом воюем”, посвященную творчеству Бондарева и Бакланова. Так что же такое фашизм? Что представляет собой то зло, с которым пришлось так отчаянно бороться нашим прадедам?
Фашизм – это одна из форм тоталитаризма. Человек в тоталитарном государстве становится рабом и вынужден безропотно служить режиму. В 30-40-е годы в Германии правил Гитлер – настоящий тоталитарный вождь, который убил в своем народе духовно-нравственное содержание, поощряя воспитание человека-зомби, фанатика, способного убивать всех “чужих;” без разбора, слепо выполнять жестокие приказы и быть всецело преданным своему вождю. Вот как описывает это явление К. Симонов в своей повести “Это мы, Господи!..”:
Убивали за поднятый окурок на дороге.
Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки. Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе. Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах.
Убивали Ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а большими этапными группами, целыми сотнями – из пулеметов и пистолетов-автоматов!
И с этой бесчеловечной, варварской силой столкнулись наши солдаты. И невероятными усилиями воли, твердостью характера, любовью к родной земле избавили страну и народ от этого жестокого врага. Читая произведения молодых авторов военного времени, нельзя не обратить внимание на одну трагическую особенность. Почти все они, так же, как и простые русские люди, сознавали то, что можно было бы назвать возможной необходимостью своей гибели. Они знали, на что идут, и бесстрашно смотрели в глаза смерти. Создавая произведения, похожие на прижизненные эпитафии, они говорили о поколении в целом, не отделяя себя от него.
Так, Н. Майоров писал о людях, которые уйдут “не долюбив, не докурив последней папиросы”. Он уверен, что Когда б не бой, не вечные исканья Крутых путей в последней высоте, Мы б сохранились в бронзовых ваяньях, В столбцах газет, в набросках на холсте.
Из произведений писателей военных лет мы узнаем о различных проявлениях подвига, который может совершаться не только на поле боя и не только с помощью оружия. Главный критерий героизма они усматривают в нравственном величии человека, в силе его непокоренного духа. Вот какие слова посвятил этому поколению, ничего не пожалевшему для родины и для победы, Д. Самойлов:
Они шумели буйным лесом, В них были вера и доверье. А их повыбило железом, И леса нет, одни деревья. И вроде день у нас погожий, И вроде ветер тянет к лету… Аукаемся мы с Сережей, Но леса нет и эха нету.
Безгранично любя жизнь, самые обыкновенные русские люди в течение четырех долгих лет ежедневно рисковали собой, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить такую желанную победу. Произведения писателей о войне содержат исторические факты, образы людей прошлого, прошлые события. Но обращены эти произведения к нашим дням и к будущему. Каждой фразой напоминают они нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности и его достоинстве, о его праве на счастье, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.
Пусть не каждый из этих людей вошел в историю нашей страны, как Александр Матросов или Зоя Космодемьянская, но каждый из них совершил то, что было в его силах, а если требовалось, то и сверх сил. И только благодаря этому удалось им вырвать родную землю из лап фашистских захватчиков и добиться победы.
Да, сделали все, что могли, Кто мог, сколько мог и как мог. И были мы солнцем палимы, И шли мы по сотням дорог. Да, каждый был ранен, контужен, А каждый четвертый – убит. И лично отечеству нужен, И лично не будет забыт.
Эти строки принадлежат перу известного поэта Б. Слуцкого. И, вчитываясь в них, мы понимаем великое значение этой нелегкой победы для истории всей нашей страны, для нашего настоящего, для будущего. И потому сейчас я назвала бы День Победы Днем Памяти – памяти о тех людях, которые отдали жизнь за нас и нашу землю, памяти о чести, совести, человеческом достоинстве, которое мы не имеем права терять. И хочется обратиться к тем, от кого это зависит: ” Не позволяйте убить в людях эту память! Не лишайте их прошлого и… будущего!”