Сюрреалистические стихи Богумила Грабала
В отличие от М. Кундеры, который направляет свою прозу на общеевропейский литературный контекст, Грабала воспринимают как прозаика, который продолжает лучшие традиции довоенной чешской литературы XIX ст. Прежде всего прозу Грабала выводят из творчества Я. Гашека, а также модерных поисков чешской литературы, связанных с традициями чешского поэтизма и сюрреализма.
По словам литературоведов, Грабал стал ярчайшим, после Гашека, литературным выразителем т. н. “пражской иронии”, т. е. пронизанной тонким юмором философии жизни, сквозь будничность
Первые литературные попытки Грабал, по его собственным свидетельствам, приходятся еще на 30-е гг.: “Сначала я писал только для себя и своих друзей. Мне казалось, что я не достиг высокого профессионального уровня, чтобы публиковать свои произведения. Писать я начал еще в 30- 40-х годах, и только 1962 года благодаря усилиям друзей и издателям вышел из печати первый сборник моих рассказов. Я пишу, прежде всего, для себя, для собственной утехи, и потому мои произведения очень субъективные. В основе моего творчества лежат две вещи: рассказы простых людей, с которыми я постоянно общаюсь, и субъективное, философско-эстетическое осмысление, оформление того, что я вижу, о чем мне рассказывают”.
В 1949 году Грабал попробовал издать сборник собственных сюрреалистических стихов, но он так и не вышел в печать. Первым печатным произведением Г. стала тоненькая книжка из двух рассказов под названием “Разговоры людей” (“Hovory lidi”), которая появилась в 1956 году. В 1959 году Г. подготовил в печать новый сборник рассказов “Шпак на ниточке” (“Skfivanku na niti”), но она не прошла цензуру. В 1962 году, после появления сборника рассказов Грабала “Жемчужина На дне ” (“Perlicky na dne”), он стал широко известным. Ведущую идею этого сборника писатель объяснил так: “Только на самом дне, только после падения человек начинает понимать, что такое настоящий свет”. Следующий сборник рассказов “Мечтатели” (1964) сделал Грабала известным не только на родине, а и за границей. В том самом 1964 году писатель опубликовал еще две сборника рассказов, а также повесть “Уроки танца для пожилых людей” (“Tanecni hodiny pro starsi apokrociele”).
Уже в этот период очертились новые черты поэтики Грабала. Типичный герой писателя – это обычный человек из народа, немного простоватый и наивный, но честный, с присущей ему внутренней верой в высокие идеалы. Рассказ в произведениях Грабала чаще всего стилизован под разговоры простых людей, которые происходят в непринужденной атмосфере тесного круга друзей. Произведениям Грабала присущ мягкий юмор, склонность к гиперболе и фантастике, резко индивидуальная, философская манера видения мира. “Я хотел бы… продолжить гашековскую традицию в нашей литературе.
Ярослав Гашек писал свои произведения, сидя в пражских кабаках, и мог на следующий день вставить в сюжет историю, услышанную вчера за кружкой пива. Я убежден, что необходимо быть по возможности ближе к обычным людям. Простые люди – это непочатый источник мудрости и юмора. Достаточно только уметь слушать их, а потом добавить что-то, скажем, фантастическое, гротескное, что усилило бы эффект от той или иной истории, чтобы она возвратилась к людям уже в другом, не прямолинейном, а в обобщенном виде, чтобы зацепила сокровенные уголки ума, психики и даже подсознания… Я не стремлюсь раскрывать какие-то глобальные проблемы, я хочу, чтобы каждый человек имел свою любимую работу, семью, друзей. Мои герои – обычные люди, которые после работы посещают свой любимый ресторанчик, пьют пиво, не чувствуют одиночества. Они знают, что с ними будет завтра, они веселые, иронические, остроумные, печальные, добрые. Они далекие от большой политики, но и могут сказать о ней свое точное слово, а в критической ситуации, скажем, военной, способные на серьезные поступки”, – так раскрывал Грабал тайны своего творчества.
Одним из наилучших произведений Грабала 60-х годов считают повесть “Поезда особого назначения ” (“Ostfe sledovane vlaky”), которая вышла из печати в 1965 г. События в ней происходят в 1945 г., в период гитлеровской оккупации Чехии. В центре изображения – трагическая судьба молодого чеха Милоша Грми, который ценой собственной жизни подрывает немецкий поезд с оружием. Образ самого Милоша при этом раскрывается без любого героического пафоса и патриотичной гиперболизации. Он описан как обычный юноша, который сначала поглощен заботами, проблемой отсутствия у него сексуального опыта. На героический поступок его побуждают не какие-то высокие идеалы, а целиком естественное желание проучить немцев, которые посягают на чужие земли.
Грабал постоянно находился в конфликте с партийной властью страны и ее официальной идеологией. Он осудил вторжение советских войск в Чехословакию, но, в отличие от многих своих коллег-писателей, отказался эмигрировать за границу. В 1988 г. писателю возвратили членство в Союзе чешских писателей, а еще через год наградили званием заслуженного писателя ЧССР.
Одним из наилучших произведений Грабала 80-х гг. является повесть “Как я обслуживал английского короля ” (“Obsluhoval jsem anglickeho krale”, 1982). Повесть построена в форме рассказа центрального героя Яна Дите о своей жизни. Ян Дите – помощник официанта привокзального ресторанчика. Он страдает комплексом неполноценности из-за своего маленького роста, непривлекательной внешности и бедности. Превыше всего, Дите стремится сделать карьеру, добиться чтимого места в обществе и разбогатеть. В период гитлеровской оккупации Чехии он вступает в брак с немкой Лизой, которая, казалось бы, помогает ему достичь желательной цели. Но, в конце концов, сама жизнь опровергает иллюзии героя. Он начинает понимать, что настоящие жизненные ценности на деньги не купишь. Дите становится, как и мечтал, миллионером, но жизнь его не делается от этого лучше: у него рождается больной сын, его жена погибает, а сам он, имея кучу денег, не имеет ни счастья, ни морального удовлетворения от жизни.
Книжки Грабала переведены на многие языки и имеют неизменяемый успех у читателей Франции, Италии, Германии, США и многих других стран мира.