Стихи в “юношеских” тетрадях Лермонтова

На сборнике общества Раича “Новые Аониды” был эпиграф из Батюшкова, а последнее стихотворение Раича носило название “Цветок на гроб Батюшкова”. Стихотворения в тетради Лермонтова 1829 года свидетельствуют о том, что он находится в этот период под впечатлением Батюшкова. Лермонтов много пишет о друзьях и о дружбе. Второе стихотворение рукописного сборника “Пир”:

Приди ко мне, любезный друг, Под сень черемух и акаций, Чтоб разделить святой досуг В объятьях мира, муз и граций”.

Стихотворение представляет собой дружеское

послание типа “Моих пенатов” Батюшкова. Юный поэт приглашает друга на лоно природы. Здесь – тот же культ сельской тишины и уединения, простоты деревенского быта, те же образы древней мифологии на фоне русской жизни, та же излюбленная батюшковская рифмовка “акаций” – “граций”, которую мы встречаем не только у самого Батюшкова, но и у Раича и его друзей.

Пускай и в сединах, но с бодрою душой, Беспечен, как дитя всегда беспечных Граций, Он некогда придет вздохнуть в сени густой Своих черемух и акаций.

Батюшков. “Беседка муз”.

Одно из стихотворений сборника посвящено греческому богу Пану. Стихотворение

“Пан” выражает литературные интересы Лермонтова-пансионера, явившиеся результатом как занятий в кружке Раича, так и уроков Мерзлякова. “Пан” перекликается с “Музой” Пушкина, – стихами, которые Пушкин любил за то, что они, по его собственному выражению, “отзываются стихами Батюшкова”. Пан учит юношу Лермонтова играть на свирели, как муза учит Пушкина. “Муза” была помещена в разделе “Подражания древним” ‘, к “Пану” Лермонтов делает приписку: “в древнем роде”.

На развороте листа, прямо напротив “Пана”, расположено стихотворение “Жалобы турка”. Стихотворение свидетельствует о том, что юноша Лермонтов уже к лету 1829 года хорошо понимал всю тяжесть политического и социального гнета в современной ему России:

Там стонет человек от рабства и цепей! Друг этот край моя отчизна!

Помещая стихотворение с острым политическим содержанием в тетрадь, предназначенную для чтения среди родных и знакомых, Лермонтов прибегает к маскировке и переносит действие в Турцию. В то время в сборниках и журналах печаталось много статей, где говорилось о политическом гнете, о варварстве и рабстве в Турфа. Сама литературная форма (“Письмо. К другу, иностранцу”) могла быть подсказана статьей в “Галатее” под заглавием “Письмо к другу за границу”2. В конце юноша-поэт прибавляет четыре строки, в которых делает намек на вынужденную маскировку и помогает читателю понять истинный смысл стихотворения:

Ах! если ты меня поймешь, Прости свободные намеки; Пусть истину скрывает ложь: Что ж делать? – все мы человека!

В этой тетради Лермонтова имеет свое начало обличительная линия его творчества. В ряде эпиграмм и в стихотворении “Два сокола” есть элементы критики современного общества. В конце тетради мы можем наблюдать зарождение образа Демона.

В стихотворении “Ответ” Лермонтов говорит о разочаровании. Герой стихотворения – предельно разочарованный человек:

Он любит мрак уединенья, Он больше незнаком с слезой, Пред ним исчезли упоенья Мечты бесплодной и пустой

И далее, через две страницы, следует стихотворение “Мой демон”. В этом стихотворении мы впервые встречаем образ демона у Лермонтова. Автор тетради трактует его “как собрание зол”. Образ демона дан в духе романтизма 20-х годов XIX века. В нем все преувеличено и нет ничего (роднящего его с людьми. Последнее стихотворение тетради, как и первое, обращено к другу. Но эти два стихотворения очень различны по своему содержанию. Первое – проповедь холодной морали, последнее – выражение горячей любви к земле, со всеми ее радостями и печалями, со всеми бурями и страстями:

И я к высокому, в порыве дум живых, И я душой летел во дни былые; Но мне милей страдания земные: Я к ним привык и не оставлю их..

Так подытоживает юноша свой пройденный путь. Содержание следующей сохранившейся тетради Лермонтова относится ко второму пансионскому учебному году, к осени и зиме 1829-1830 годов 3. Мы находим в ней продолжение того процесса идейного и психологического развития юноши Лермонтова, один из моментов которого мы наблюдали на страницах предшествующей тетради, показавшей нам его таким, каким он был летом 1829 года.






Твір на тему шанобливе ставлення до природи.
Стихи в “юношеских” тетрадях Лермонтова