Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”
Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” о событиях в XVIII веке. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которые готовят России Простаковы и Скотинины. У Фонвизина слово “недоросль” не имело определенного значения. Недоучками назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, ироничный смысл. Воспитание детей – это проблема
Митрофан – единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный
Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья – богатая невеста, мать льстит перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и пожнешь”. Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. К Митрофану пришли учителя, а он рычит: “Шибеник их забери!” Цифиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась “у разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с возгласом: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!” – И наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “Да отвяжитесь, маменька!”. Это есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
Митрофан – недоросль прежде всего потому, что он полный невежд, не знает ни арифметики, ни географии, неспособен отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, потому что не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в этих головы прийти не может. Митрофан не рвется ни к обучению, ни к службе и предпочитает положение “недоучки”. Настроения Митрофана разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще маленький – рассуждает она, – пока его и понежить, а там лет через десяток лет как выйдет, отведи бог, в службу, всего натерпится.
Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: “Не горюй, моя матушка, не горюй: какой твой сын – таких на свете миллионы”. “Мы видим, – говорит Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания”. Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизнь. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.