Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” о событиях в XVIII веке. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которые готовят России Простаковы и Скотинины. У Фонвизина слово “недоросль” не имело определенного значения. Недоучками назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, ироничный смысл. Воспитание детей – это проблема

государственная. Но решает ее не только система образования, но и каждая семья отдельно. До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь “недоучки”. Едят в изобилии пироги, гоняют голубей. Ничем не нагружают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.

Митрофан – единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный

служащий. “Похожий на мать” … Уже этим многое сказано. Мать – жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Необразованная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценой подешевле”. Чего стоят ее советы сыну: “… друг мой, ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься!”. “Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой глупой науке!”. Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Пелагею, которая тяжело заболела. Она не учитывает достоинство тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его свободы и своего мнения, унижает Софью, считая ее приживалкой. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия. В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.

Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья – богатая невеста, мать льстит перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и пожнешь”. Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. К Митрофану пришли учителя, а он рычит: “Шибеник их забери!” Цифиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась “у разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с возгласом: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!” – И наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “Да отвяжитесь, маменька!”. Это есть прямое следствие дурных качеств его родителей.

Митрофан – недоросль прежде всего потому, что он полный невежд, не знает ни арифметики, ни географии, неспособен отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, потому что не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в этих головы прийти не может. Митрофан не рвется ни к обучению, ни к службе и предпочитает положение “недоучки”. Настроения Митрофана разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще маленький – рассуждает она, – пока его и понежить, а там лет через десяток лет как выйдет, отведи бог, в службу, всего натерпится.

Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: “Не горюй, моя матушка, не горюй: какой твой сын – таких на свете миллионы”. “Мы видим, – говорит Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания”. Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизнь. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”