Сравнительная характеристика Чипки и Григория
Сочинение по роману Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?” . Роман Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?” не только широко охватил социальные явления действительности, а и дал настоящую галерею образов крестьян и господ-крепостников, которая оказывала содействие многогранному раскрытию своеобразности характеров и поведения главных персонажей. Попробуем рассмотреть образы этих персонажей – Чипки и Григория, и сравнить их.
Начали свою жизнь Чипка и Григорий одинаково: оба из бедной семьи, где
Человек становится подобен зверю. Но вспомним “голодную волю” и восстание крестьян. Как героически ведет себя Чипка, и как ведет себя Григорий. Чипка, как настоящий защитник идей крестьянства, поддерживает односельчан, особенно беспокоится за деда Власа, у которого был пастушком вместе с Григорием, так как “подняли москали” его. Поэтому и кричит он Григорию: “Ты видишь? Кровь без вины льется… Деда Власа едва живого подняли на ветер. Не дадим!..” А что же делает Григорий? Григорий “не сказал на это ни слова – в отличие от Чипки, и в чужой огород, да и присел за плетнем”. Чипку же было так побито, что он “встал – будто с креста снятый”, зато Григорий пришел невредимый домой, да еще и начал выхваляться перед Христей своей трусливостью и подлостью. Кому же в этом случае мы отдадим предпочтение: “подзаборнику” или хозяину, который предал наилучшие чувства человека? Конечно же, правдоискателю Чипке, у которого в сердце живет рядом с ненавистью к людям и искренняя любовь. Хорошо хозяйничают Григорий и Чипка на своих полях, имеют хорошие дома и хорших жен. Но завидует этот неусыпный хозяин бывшему гуляке за то, что получил Чипка с Галей хорошее приданое. Поэтому и всегда жаловался ему о своих нуждах, хотя всегда значительно преувеличивал, чтобы разжалобить Чипку, чтобы получить помощь. Не нужны Григорию ни община (“да и на общину плюнь”, – говорит он Чипке), ни правда, ничто. Он стремится быть в стороне от любых общественных событий, “люто” работает, руководствуясь эгоистическими мотивами индивидуалиста-владельца, вследствие чего становится тем накопителем, который скупостью, плутовством, а то и ограблением своего более бедного ближнего со временем достигнет положения мироеда. Поэтому он лишен положительного начала и не столько противостоит Чипке, сколько оттеняет его образ.
Эти образы двух крестьян, которые вышли из одной среды, очень разные своими характерами, идеями и действиями. Идут они разными путями, хотя ни один из них не находит праведной тропинки. И нам все же таки ближе стихийный бунтарь, неутомимый правдоискатель Чипка, чем хозяйственный собственник Григорий с затворенной для людей душой. Хотя, возможно, и остается там капля добра, так как желает он Чипке: “Пусть тебе Бог помогает во всем хорошем”, – так как забирает он Мотрю к себе доживать век, но все ж таки недаром его жене Христе более близок Чипка со своим протестом.