Поиск идеалов в романе Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”

Жизнь часто ставит перед человеком сложные задачи, подбрасывает тяжелые испытания. Не каждому по силам их выдержать, не каждый может найти тот единственно правильный путь, который приведет к счастью. К сожалению, это не удалось сделать Нечипору Варениченко, который, блуждая запутанными тропами своей судьбы, оказался наконец в разбойничьем кодле и дошел даже до убийства. Как же сложилась его жизнь? Судьба была для Чипки несправедливой мачехой. Рос он безотцовщиной. За это не принимали дети его в компанию, дразнили “незаконнорожденным”.

Как было здесь не озлобиться, не стать нелюдимым! А к тому еще “бедность несказанная, бедность невылазная”. И неоткуда ждать поддержки. Только бабушка, ласковая, кроткая бабушка, была, будто луч солнца, в его нелегкой жизни. Она подарила ему свою любовь, открыла глаза на красоту земную, познакомила со сказкой.

Мальчик рос любознательным, умным. Неизвестно, как бы сложилась его жизнь, если бы водились в семье деньги. Может быть стал бы тогда Чипка великим ученым? Но бедность есть бедность. Именно она погнала двенадцатилетнего мальчика в батрачество. Богатый казак Бородай бил Чипку за непослушание, за что Чипка

едва не сжег его хозяйство. Не тогда ли уже ощущал мальчик, какой путь ждет его в жизни? Так как с того времени и “понес в сердце горькое чувство ненависти на судьбу, которая поделила людей на хозяина и рабочего”. Привела его судьба в пастушки к деду Власу. Там Чипка отогрелся сердцем, понял, что существуют на свете и добрые люди, которые умеют ценить других, понимают природу, уважают работу земледельца. Именно от деда Власа узнал мальчик о бывшей воле, узнал о жизни своего отца. Загорелось у Чипки сердце, зародилось в нем большое пламя мести, направленное против господ. А община очень обидела Варениченко, поскольку не захотела видеть в нем чабана. Но Чипка оказался хорошим земледельцем, который сумел поднять хозяйство. Уже приходят мысли о бракосочетании, а здесь снова страшная, несправедливая весть: забирают землю. Самое страшное, что и в суде ничего не мог сделать Чипка. Чиновник Чижик откровенно сказал: дай пятьдесят карбованцев – и земля твоя. “Господи, Боже! Где же та правда?.. – шепчет Чипка. – Где же ее искать?” Варениченко сломался, так как не смог вынести еще одного поражения в жизни. Теперь он выбирает для себя скользкий путь: путь разбойничества, пьянства и грабежей. И друзей выбирает себе таких, которые, кроме самогона, ничего вокруг не видят и, главное, не хотят видеть. Еще и поведение свое оправдывают: “Разве мы режем? Мы только ровняем бедных с богачами”. Если бы Чипка присмотрелся внимательнее к ним, возможно, не скатился бы он на скользкий путь. И где там было смотреть, когда каждый день гуляла “кумпания”!

Гнев Чипки усиливается, когда его наказали за то, что он стал на защиту крестьян во время “голодной воли”: “Долго боролся Чипка… Еще дольше его били…”. Но к счастью, встретился он с Галей, которая смогла вернуть Чипку на честный путь, так как она не терпела неправды. Юноша словно переродился, “он теперь стыдился той кривой тропы, по которой он думал дойти к счастью”. Умный, работящий, энергичный Чипка стал уважаемым в селе человеком. Разбогател, но остался в души бывшим Чипкой – чутким, искренним, открытым для всех. Люди даже поняли, что лучшей кандидатуры в земские гласные, чем он, им не найти. А Чипка радовался, что теперь сможет помогать людям. Но господам не по душе было иметь в своей среде бунтаря-мужика. В свою очередь, Варениченко не хотел мириться с их махинациями. Чтобы выгнать Чипку, господа вспомнили его прошлые “подвиги”, и по распоряжению губернатора его исключают из земства. Теперь уже Чипку было не остановить.

Он с болью думает: “Сказано: большой мир, и нет где деться.. Когда бы можно, – весь бы этот мир уничтожил, а вырастил новый… Тогда бы, может, и правда настала!..”. А потом пьянство, разбойничество, грабежи и… убийство – страшное, зверское убийство, где даже были вырезаны дети. Вот до чего довела Чипку его судьба, вот до чего он дошел в поисках правды! Жизнь Нечипора Варениченко оказалось утерянной, он не смог реализовать себя, свои способности. В поисках правды он скатился на скользкий путь, дошел до той границы, откуда уже не было и не могло быть возврата. Погиб духовно богатый человек, смелый и честный правдоискатель, который не смог найти себе места в тогдашнем обществе, построенном на несправедливости и человеческих слезах.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Поиск идеалов в романе Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”