Сочинение с элементами изложения повести Бунина “Суходол”

В 1911 -1913 годах расширяется диапазон художнического видения Бунина. Он все шире охватывает различные стороны русской действительности. В его произведениях изображается и вырождение дворянства (“Суходол”, “Последнее свидание”), и уродливость уездного мещанского быта (“Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”), присутствует и тема любви как пагубной и непобедимой страсти (“Игнат”, “При дороге”). В обширном цикле рассказов о крестьянстве (“Веселый двор”, “Будни”, “Древний человек”, “Жертва”, “Личарда”

и другие), писатель продолжает линию, намеченную в повести “Деревня”.

Здесь та же полемика с либерально-народнической идеализацией мужика. Писатель категорически против сглаживания острых противоречий в деревне. Вся воспроизводимая им социальная атмосфера выразительно свидетельствует о том, что же стало причиной отрицательных, темных сторон деревенского быта и психологии. Именно в эти годы писатель на фоне мрачной и тяжелой действительности рисует немало светлых, поэтических образов крестьян, изображает их с присущей ему теплотой (Аксинья – “Веселый двор”, старик Аверкий – “Худая

трава”, Захар Воробьев из одноименного рассказа и др.). Однако в некоторых произведениях Бунин утрачивает чутье социально-исторической обусловленности поступков и поведения персонажей, изображает мужика извечным носителем пугающей первобытной жестокости (“Ночной разговор”, “Ермил”, “Весенний вечер” и другие). Тенденциозность подобных рассказов была справедливо отмечена прогрессивной критикой.

В повести “Суходол” – одном из самых замечательных произведений Бунина – писатель решительно пересматривает традицию поэтизации усадебной жизни, преклонения перед красотой и культурой угасающих “дворянских гнезд”, традицию, которой он и сам некогда отдал дань. Идейная направленность произведения противоречива, ибо Бунин, правдиво рисуя ужасы крепостного права, жестокость и вырождение хозяев усадьбы, стремится в то же время обосновать мысль о кровном единстве помещиков и крестьян, об особой близости их бытового уклада и психики. Очевидно, именно те страницы повести, где отчетливо проявлялась эта философская концепция автора, вызвали осуждение Михаила Коцюбинского. В письме к А. Аплаксиной с о. Капри от 8 февраля 1912 года украинский писатель сообщал, что вчера в его комнате “Бунин читал свою повесть “Суходол”… Очень красиво написанная вещь, хотя философия для меня неприемлема, и мы… долго, до 2-х часов ночи спорили”.

Реалистические эпизоды повести, правдивый рассказ автора о трагической судьбе дворовых (Наталья, Герваська), о моральной деградации барства противоречат предвзятой тенденции автора. Повесть писалась на материале семейной хроники Буниных. Многие персонажи-дворяне имеют реальных прототипов в двух поколениях старинного бунинского рода, но писатель далек от приукрашивания былого. Характерно, что события и образы суходольских дворян он стремится показать с позиции тех, кто подвергался наибольшему гнету. Суходоль-ская хроника преломлена через восприятие бывшей крепостной Натальи. Она покорна господам, неспособна к осуждению и протесту, но ее печальная участь выразительно свидетельствует о бесчеловечии владельцев поместья. Картина убийства старого барина дворовым Герваськой также далека от идиллии.

Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести “Суходол”, в отличие от раннего рассказа “Антоновские яблоки”, сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. В предоктябрьский период в творчество Бунина властно входят новые мотивы и образы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Сочинение с элементами изложения повести Бунина “Суходол”