Сочинение по роману Тургенева “Новь”
Последний роман Тургенева “Новь” (1876) посвящен революционно-народническому движению середины 70-х годов, которое пошло в историю под названием “хождение в народ”. Как и раньше, Тургенев резко сатирически изображает представителей реакционных кругов царской России – играющего в либерализм крупного сановника Сипягина, озлобленного консерватора Калломейцева и др.
НапротиВ, в революционной молодежи писатель выделял высокие идеалы служения народу, моральную чистоту, честность, трудолюбие. Особенно отчетливо это было выражено
“Мы пойдем в народ… мы будем работать, мы принесем им, нашим братьям, все, что мы знаем,- я, если нужно, в кухарки пойду, в швеи, в прачки… И никакой тут заслуги не будет, а счастье, счастье…”
И в новом романе Тургенев выступал как трезвый и наблюдательный художник, подлинный реалист, не побоявшийся раскрыть трагизм народнического движения, основанного на идеализации крестьянства, на убеждении
“Времена переменились, теперь Базаровы не нужны. Для предстоящей общественной деятельности не нужно ни особенных талантов, ни даже особенного ума – ничего крупного, выдающегося, слишком индивидуального; нужно трудолюбие, терпение, нужно уметь жертвовать собою без всякого блеску и треску…”
Показательно, однако, что будущего героя русской литературы Тургенев видел в помощнике Соломина – рабочем Павле: “Быть может, мне бы следовало резче обозначить фигуру Павла… будущего народного революционера, но это слишком крупный тип – он станет со временем… центральной фигурой нового романа”. Роман Тургенева отличаются подчеркнутой идеологической заостренностью. Споры героев ведутся уже не по отвлеченным философским проблемам, а по вопросам самым живым, актуальным для русской жизни определенного исторического периода. Публицистические и сатирические элементы в большей! степени определяют творческую манеру Тургенева, отодвигая на второй план традиционные лирические мотивы. Писатель даже прибегает к сатирической гиперболизации, что заставляет вспомнить о творческом опыте Щедрина (например, мотив при обрисовке отрицательных персонажей). Используются в этом плане и традиции Грибоедова. Так, характеристика “труда” Губарева в самом начале “Дыма” (“О чем это сочинение?” – “Обо, всем, братец ты мой…”) разительно напоминает рассказ Репетилова об Ипполите Удушьеве.