Сочинение по роману Горького “Фома Гордеев”
Начало нового этапа в творчестве Горького связано с его романом. ” Фома Гордеев ” (1899), посвященным изображению “хозяев жизни”, представителей русской буржуазии – купечества, с которыми мы уже встречались в некоторых рассказах Горького 90-х годов. Писатель особенно глубоко постиг мир капитала, когда в качестве корреспондента “Нижегородского листка” и “Одесских новостей” несколько месяцев провел на Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 896 году. Именно в это время были написаны его рассказы
В “Фоме Гордееве” Горький на первый план выдвигает проблему морали. Он ставит перед собой задачу показать, как подлинно человеческое начало вступает в противоречие с лицемерной, лживой, а часто и откровенно циничной моралью капиталистов. В романе показана группа “хозяев”, представляющих разные социально-психологические типы русского купечества. Среди них есть и представители старых, патриархальных первонакопителей и тех, кто, почувствовав свою экономическую силу, рвется к политической власти. К купцам первого типа относится
Эти люди ради денег готовы пойти на любое преступление – в этом суть капитализма, его “фамильная черта”. Так показаны капиталисты не только Горьким. И. Франко еще в 80-е годы в повести нарисовал яркий тип хищника в образе Германа Гольдкремера, в душе которого постепенно “разгоралась страшная лихорадка, слепая жажда денег, она заглушала все остальные чувства, заставляла его не видеть никаких преград и манила его к одной только цели – богатству”. Во второй редакции повести (907) Франко еще больше заострил черты хищника в характере Германа, подчеркнув, что для расширения своих богатств он не останавливается перед прямым грабежом, вступив в разбойничью шайку барышников. Не лишена основания мысль о том, что такое заострение образа Франко сделал под влиянием романа Горького, который он высоко ценил.
Иным, хотя не менее жестоким и беспощадным, представлен в романе Яков Маякин. Он не только богатый купец, крупный делец, но и идеолог класса. Если Шуров – враг просвещения и технического прогресса, считающий, что машина развращает людей (“машины работают, а люди от этого балуются”), то Маякин готов человека подменить машиной: машину “завел – она и кует тебе рубли… без всяких слов, без хлопот… А человек – он беспокойный”. Маякин и за просвещение, но такое, которое помогло бы нивелировать людей, превращать их в “простые кирпичи” “одной меры”, чтоб удобно управлять: “как я хочу, так и положу”. Маякин любит разглагольствовать о купечестве как носителе культуры. Хорошо понимая экономическую силу буржуазии, он считает, что купечество “по нынешним дням” вправе потребовать и политической силы, “простора” в делах государственных, “свободы действий”.
Однако При всей самоуверенности, при всем оптимизме, с которым он смотрит на будущее купечества, Маякин, как человек трезвого и практического ума, не мог не почувствовать, что в мире назревают какие-то перемены, что для России наступают тревожные дни, жизнь становится беспокойной и неустойчивой: “Смутилась Россия, и нет в ней ничего стойкого: все пошатнулось!..”
Россия действительно “смутилась”. Даже в купеческой среде появились люди, которые почувствовали фальшь собственнического мира. Именно таков главный герой романа молодой купец Фома Гордеев, “выламывающийся” из своего класса. Впрочем, Горький и Якова Маякина считал центральным персонажем, и для этого есть основания: Маякин и Фома – два полюса в романе, два центра, в них в наибольшей мере воплощена борьба двух тенденций, двух моралей – морали капиталиста и морали человека, стремящегося к здоровому жизненному началу. Маякин даже как бы заслоняет собой Фому. В то же время, как заметил Горький в письме к Чехову (август, 1899), Фома “загородил” Маякина от цензуры.
Не ограничиваясь изображением буржуазного класса и людей, поднимающих бунт внутри этого класса, Горький пытается найти те силы, которые могли бы повести осознанную борьбу за изменение жизни. И хотя писатель и сам еще ясно не представлял эти силы, взоры его все чаще обращались в сторону людей труда, в сторону рабочего класса. Образы рабочих в “Фоме Гордееве” не занимают много места, однако они играют в нем важную роль. Первый протест против хозяев мы слышим из уст матросов на пароходе Игната Гордеева; матрос Ефим, называя хозяина кровососом, гневно говорит: “…драть с меня шкуру, которой я не продал… Это уж без совести! Ишь ты, какой мастер соки-то из людей выжимать”.
Образы людей труда, особенно рабочих-наборщиков, наиболее грамотных в среде рабочего класса, с которыми журналист Ежов знакомит Фому во время загородной прогулки, придают роману особое революционное звучание. “Будущее принадлежит людям честного труда… Великая работа предстоит вам!” В этих словах Ежова выражена горьковская вера в силы и возможности народа.