Сочинение по роману Достоевского “Братья Карамазовы”
Последний роман Достоевского ” Братья Карамазовы ” по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности “жизнеописанию” Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением. Роман “Братья Карамазовы” стал итогом творческого развития писателя, своеобразным синтезом его общефилософских, этических, социальных идей.
Действие “Братьев
В “Братьях Карамазовых” нарисована широкая картина русской провинциальной
“Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России”.
Проблема “двойничества” возникает в романе еще раз, в сцене ночного видения Ивана, когда ему кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой. Постоянная для всего творчества Достоевского тема “маленького человека” представлена и в последнем его романе. Она отразилась в сюжетной линии, связанной с историей штабс-капитана Снегирева, его сына Илюшечки и гимназистов.
Во многих произведениях Достоевского существенную роль играют дети, которые часто становятся символом страдания, унижения и скорби (Нелли в “Униженных и оскорбленных”). Вместе с тем через их образы писатель воплощает идеи возмездия, суда над всеми мерзостями собственнического общества. Мысль о детях как судьях грязного мира и одновременно как надежде на его обновление является одной из ведущих в “Братьях Карамазовых”. Вот почему такое важное место занимают в романе сцены, в которых участвуют гимназические товарищи Илюшечки. Дети принимают в свой круг Алешу, что придает всему роману определенную идейную завершенность. Мечта писателя о движении человечества к светлому будущему, новому “золотому веку” связана у него с мыслью о молодежи. Во второй (ненаписанной) части романа Достоевский, как о том свидетельствует один из его современников, хотел провести Алешу Карамазова через монастырь и
“сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы истину, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером…”.
В “Братьях Карамазовых” можно встретить почти все типы героев Достоевского, встречавшиеся и ранее в его произведениях, характерные для него конфликты, сюжетные повороты, приемы изображения. Только все это в последнем романе дано более укрупненно, увеличивается масштаб событий, усиливается накал страстей, напряженность стиля. У Достоевского и ранее в небольшой промежуток времени происходило много событий, однако в “Братьях Карамазовых” в две недели сюжетного действия вмещено такое количество происшествий, неожиданностей, преступлений, случайных встреч, что этого бы хватило на несколько романов – философских, приключенческих, психологических, семейио-бытовых, общественно-политических и т. д.
В “Братьях Карамазовых” особенно отчетливо проявился характерный для Достоевского обостренный интерес к убеждениям и переживаниям героев, к их “идеям-чувствам”. Поэтому писатель стремится проникнуть в их внутренний мир, изобразить самый поток их сознания, как правило, в момент наивысшего духовного напряжения. Это осуществляется с помощью различных повествовательных форм – внутренних монологов и диалогов, идейных споров, исповедей и т. д. Чрезвычайная напряженность конфликтов, острейшие драматические ситуации, резкость контрастов предопределяются нравственными кризисами героев, стремительным водоворотом страстей, открытым противоборством их мировоззрений, идей, интересов, что находит прямое выражение в резких спорах, обидах, оскорблениях, скандалах вплоть до катастрофических развязок (убийство, самоубийство, суд).
Ни в одном произведении Достоевского ранее не занимали такого видного места диспуты па философские темы, споры, легенды (‘”Легенда о великом Инквизиторе”), поучения, связанные с важнейшими вопросами бытия. В романе широко используются “вечные образы”. Они призваны были, как отмечает Г. Ф. Фридлендер, не только
“осветить для читателя глубинный смысл рисуемых романистом ситуаций как это уже было в ” Преступлении и наказании ” с образами Наполеона или Магомета, в романе ” Идиот ” с образом Христа, в романе ” Бесы ” с символическим эпиграфом. Но им отведено также специальное – обширное – место в кульминационных книгах и главах романа, образующих особую философско-символическую “надстройку” над главами, которые посвящены социально-бытовым коллизиям и типам “текущей” действительности”.