Сочинение по произведению Щедрина “Пошехонская старина”
“Пошехонская старина” (1887 – 1889) является последним произведением Щедрина. Оно создавалось уже после закрытия “Отечественных записок” (1884) и печаталось на страницах журнала “Вестник Европы”. “Пошехонская старина” во многом автобиографична. В ней отражены детские впечатления писателя, но, разумеется, ее значение значительно шире. Писатель решил обратиться к далекому прошлому, к эпохе крепостного права потому, что реакционные круги в 80-е годы усиленно идеализировали крепостные порядки, взаимоотношения помещика с крестьянами
Салтыков-Щедрин считал Необходимым рассказать молодому читателю о том, что на самом деле происходило в русской жизни в 30-40-е годы. Писатель был убежден, что, “несмотря на изменившиеся формы общественных отношений, сущность их еще остается нетронутой”, что прошлое не только помогает понять настоящее, но во многом и определяет его. Поэтому писатель стремится найти в жизненном материале, который изображен в его “Пошехонской старине”, закономерности, определяющие во многом и современную писателю
В русской литературе середины XIX в. было создано немало семейных хроник, посвященных изображению жизни помещичьей усадьбы (С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой). Общая тональность таких произведений, как правило, была светлой, жизнерадостной. У Салтыкова-Щедрина повествование выдержано в мрачных тонах; речь идет не о расцвете человеческой личности, а, напротив, ее вырождении и гибели: “Всебыло проклято в этой среде, все ходило ощупью в мраке безнадежнбсти и отчаянья, который опутывал ее. Одни были развращены до мозга костей, другие придавлены до потери человеческого образа. Только бессознательность и помогла жить в таком чаду”.
В “Пошехонской старине” фактически нет сатирического заострения, приемов фантастического гротеска. Повествование ведется в подчеркнуто спокойном, как бы бесстрастном тоне. Сама действительность оказывалась страшнее и даже фантастичнее любого художественного вымысла. Салтыкову-Щедрину как раз и нужно было убедить читателя в отсутствии любых преувеличений в его книге, Посвященной полному отрицанию любых форм угнетения человека человеком как в эпоху крепостного права, так и после его отмены.
Миру крепостников в “Пошехонской старине” противопоставлена целая галерея крестьянских образов, в числе которых писатель изображает крепостных, не только духовно искалеченных долгими годами рабства (Аннушка, “верный слуга” Конон), но и способных на бунт, гордых и непреклонных в решимости отстаивать до конца свое человеческое достоинство (Мавруша-Новоторка, Матрена-бессчастная, Ванька-Каин и др.). Обращаясь к молодым читателям, “детям”, Салтыков-Щедрин завещал: “Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего”.
Схожі твори:
- “Пошехонская старина” Салтыкова-Щедрина в кратком изложении Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. В глуши Пошехонья проходит детство и молодые […]...
- Краткое изложение Пошехонская старина Салтыков-Щедрин М. Е. Салтыков-Щедрин Пошехонская старина Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. В глуши […]...
- Сочинение по произведению Чехова “Мужики” Жить по правде очень трудно. Особенно если общество, в котором ты живешь, насквозь фальшиво. Почти каждое из литературных произведений посвящено борьбе героя за право жить честно, за возможность быть счастливым благодаря той правде, которая соответствует всеобщим нравственным принципам Рассмотрим тему на примере творчества одного из самых “правдивых” писателей – А П. Чехова. Даже в этот […]...
- Сочинение по произведению Вересаева “Записки врача” С наибольшей выразительностью особенности прозы автора проявились в “Записках врача” – произведении, над которым Вересаев работал с 1892 по 1900 год. В литературе тех лет, пожалуй, ни одно произведение не вызывало такой жаркой полемики. Официальная медицинская пресса упрекала автора в том, что его правдивый рассказ о современном состоянии здравоохранения якобы подрывает авторитет медицины. Для передовой […]...
- Сочинение по произведению Достоевского “Записки из подполья” Мысли и настроения Достоевского отчетливо отразились в его “Записках из подполья” (864), открыто противопоставленных философским взглядам Чернышевского и его роману “Что делать?”. Материализм Чернышевского, его веру в разум человека, в грядущее торжество социализма Достоевский отвергает, будучи убежденным, что сухие “логарифмы” не в состоянии исправить человеческую натуру с ее изначальной двойственностью, “темным” началом, странным наслаждением от […]...
- Сочинение доклад: Сатирические циклы Салтыкова-Щедрина После закрытия журнала “Современник” (1866) Салтыков-Щедрин перешел в преобразованные “Отечественные записки”. Там были опубликованы все произведения сатирика 70-х – начала 80-х годов, в том числе и сатирический цикл “Помпадуры и помпадурши”, начатый им ранее (1863 – 1874). Эти очерки, а также и последующие циклы, называемые иногда общественно-сатирическими романами (“Господа ташкентцы”, 1869-1872; “Дневник провинциала в Петербурге”, […]...
- Сочинение Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” как попытка создания “семейного” романа Критики называли Салтыкова-Щедрина “великим мастером смеха”, но, читая его роман-хронику “Господа Головлевы”, мы не смеемся, потому что тяжелое, гнетущее чувство пронизывает это произведение от начала и до конца. Чем-то зловещим, недобрым веет даже от картин весеннего возрождения. В романе нет ни одного намека на поэзию дворянского гнезда, старинных липовых аллей, благоухающего сада, какую мы встречаем […]...
- Сказка “Дикий помещик” Салтыкова-Щедрина Сказка один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIIIXIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник Сказки для детей изрядного возраста. Они, по мысли писателя, призваны […]...
- Какова особенность названий сатирических сказок Салтыкова-Щедрина? Сказка – один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник “Сказки для детей изрядного возраста”. Они, по мысли писателя, […]...
- Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть (“Медведь на воеводстве”), господа и рабы (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”), страх как основа рабской психологии (“Премудрый пескарь”), […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Размышление по произведению Ивана Липы “Близнецы” Конечно же, каждая мать желает для своего ребенка судьбы, лучшей своей, и в произведении Ивана Липы “Близнецы” мы видим, как в колыбельных песнях, обращаясь к своим малютокам, мамочка передает им всю любовь своего чистого сердца, мечтает об их будущем. Бедная женщина пожелала своим близнецам – быть счастливыми. А чуть позже добавила, чтобы заботились не только […]...
- Тема сочинения: Сюжет сатиры Салтыкова-Щедрина “Современная идиллия” В 1876 г. Салтыков-Щедрин писал одному из своих корреспондентов: “Тяжело жить современному русскому человеку и даже несколько стыдно. Впрочем, стыдно еще немногим, а большинство даже людей так называемой культуры просто без стыда живет. Пробуждение стыда есть самая в настоящее время благодарная тема для литературной разработки, и я стараюсь, по возможности, трогать ее”. Этой теме писатель […]...
- Сатирические сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина К жанру сатирических сказок Салтыков-Щедрин обратился еще в 1869 г.; большая же их часть написана в середине 80-х годов, в период ожесточенной правительственной реакции, наступившей после поражения второй революционной ситуации, когда обнаружилось явственное стремление покончить даже с теми ограниченными реформами, которые были проведены в 60-е годы. Писатель с прежней резкостью бичевал самодержавие и хорошо сохранившиеся […]...
- Социальный пафос сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и типы предшествующих сатир нашли свое оригинальное идейно-образное решение и воплощение в сказочных персонажах и сюжетах и получили новую и в высшей степени популярную художественную жизнь. Пафос сказок Салтыкова-Щедрина – в неумирающих […]...
- Сатирические традиции Салтыкова-Щедрина в русской литературе Салтыков-Щедрин, несомненно, писатель гоголевской школы. Но существует и немалое различие в формах проявления юмора у двух крупнейших русских сатириков. Но справедливому наблюдению академика А. С. Бушмина, “если к гоголевскому юмору приложима формула “смех сквозь слезы”, то более соответствующей щедринскому юмору будет формула “смех сквозь презрение и негодование”. Глубочайший анализ общественно-политической жизни и человеческой психологии, беспощадный […]...
- Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых – “Премудрый пескарь”. Пескарь был “умеренным и либеральным. Папка научил его “мудрости жизни”: ни во что не вмешиваться, беречь себя. Теперь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Прожил он так более […]...
- Герой романа Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,- “последний представитель вымороченного рода”. Прототипом героя явился “злой Демон ” семьи Салтыковых – старший брат Михаила Евграфовича, Дмитрий, который при возникшей тяжбе о наследстве, по словам писателя, “руководился только одною наклонностью к кляузам”, у которого была “одна система: делать мелкие пакости”. Иудушка Головлев любил приласкаться к “милому другу […]...
- Переосмысление В. Стусом истории Украины. По произведению “По летописи Самовидца” В украинской истории, начиная еще со времен Киевской Руси, летописи играли неоценимую роль. Традиция летописания продолжалась также в период казачества и Гетманщины. Летописи Грабянки, Самовидца, Величко свидетельствовали о процессе интенсивного пробуждения нации к жизни и строительства государства, отражали ее героическую борьбу против чужеземцев. Их авторы старались быть объективными, поэтому не скрывали и позорных дел казацкой […]...
- Сатирическая хроника русской жизни (“История одного города” Салтыкова-Щедрина) Тема самовластия, как и тема собственности, постоянно была в центре внимания Щедрина-писателя. И если служение призраку собственности нашло свое выражение в романе “Господа Голов левы”, особенно в образе Иудушки, то служение призраку государства обрело аналогичное, классическое воплощение в “Истории одного города”, где писатель нарисовал целую галерею самовластных правителей, которую завершает зловеще монументальная фигура Угрюм-Бурчеева. ” […]...
- Жанровое и тематическое своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина Венцом сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина по праву считается ” История одного города “, которую он начал писать в 1868 году, а закончил в 1870 году. В центре внимания писателя – город Глупов, а также глуповцы, населяющие этот город. Жанр “Истории одного города” определить довольно трудно: автор написал его в форме летописи, но изображенные здесь события […]...
- Язык произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина М. Е. Салтыков – Щедрин, писавший под псевдонимом Щедрин – вершина русской сатиры. Главное своеобразие его фигуры в русской литературе заключается в том, что Щедрин был и остается в ней крупнейшим писателем социальной критики и обличения. Произведения Щедрина при всем их жанровом многообразии – романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы – сливаются в одно огромное […]...
- Сочинение с элементами изложения повести Бунина “Суходол” В 1911 -1913 годах расширяется диапазон художнического видения Бунина. Он все шире охватывает различные стороны русской действительности. В его произведениях изображается и вырождение дворянства (“Суходол”, “Последнее свидание”), и уродливость уездного мещанского быта (“Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”), присутствует и тема любви как пагубной и непобедимой страсти (“Игнат”, “При дороге”). В обширном цикле рассказов о крестьянстве (“Веселый […]...
- Сочинение по роману Достоевского “Бесы” Роман “Бесы” принадлежит к числу наиболее сложных и спорных произведений Достоевского. В романе, несомненно, отражены реальные проблемы русской жизни 70-х годов, но дают себя знать и памфлетность, прямая недоброжелательность к русскому революционному движению. После того как стало известно чудовищное преступление группы анархиста С. Г. Нечаева, убившей одного из своих соратников, заподозренного в измене, Достоевский с […]...
- Сочинение на тему Развивается ли народное творчество сегодня? (Сочинение-рассуждение) Мне почему-то раньше казалось, что устное народное творчество – это прошлое, что-то такое, что давно записано, отпечатано и хранится на полках. Я задумывался над тем, развивается ли народное творчество сейчас, в наши дни. Сначала мне казалось, что сейчас оно (особенно песенное) не развивается, потому что мне неизвестны современные народные песни, все время я слышу только […]...
- Сочинение с обзором сюжета по роману “Господа Головлевы” Писатель работал над романом “Господа Головлевы” (1875 – 1880) несколько лет. Первые его главы сначала печатались в составе цикла “Благонамеренные речи”. Это обстоятельство позволяет воспринимать Головлевых в ряду тех сатирических персонажей, которые любят произносить “благонамеренные речи” в защиту “священных принципов” государства, церкви, собственности, семьи, постоянно их нарушая. В своих критических статьях и рецензиях Салтыков-Щедрин неоднократно […]...
- Сочинение на тему: Обломов и обломовщина в романе Гончарова Чрезвычайно высоко отзываясь о романе Гончарова “Обыкновенная история”, Белинский все же. остался недоволен его финалом. По мнению критика, превращение романтика-идеалиста Александра Адуева в преуспевающего чиновника, “положительного человека” неправдоподобно: “Автор имел бы скорее право заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге”. Так критик наметил проблему которая […]...
- Сочинение по повести Чехова “Палата № 6” Писатель стал глубже воспринимать весь ужас тогдашней русской действительности, напоминающей тюрьму. Это ощущение особенно ясно было выражено Чеховым в повести “Палата № 6” (1892). Там нет ни единого слова о Сахалине, но именно сахалинская поездка вдохновила писателя на произведение, направленное против любых попыток оправдания произвола и беззакония, против попыток примириться с миром, где нормальное признается […]...
- Сочинение на тему: Замысел романа Гоголя “Мертвые души” Работу над “Мертвыми душами” Гоголь начал в 1835 г. и продолжал всю жизнь. В 1835 г. он извещал Пушкина: “Начал писать ” Мертвых душ “. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон”. Как видно, писатель называет свое произведение романом и выделяет прежде всего смешную сторону. В процессе работы его замысел значительно расширился. […]...
- Сочинение на тему – Открытие любви И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них открылся чудесный талант писателя, его способность проникать в глубины сердца, с их неизведанными и неопознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое […]...
- Сочинение по роману Диккенса “Дэвид Копперфилд” С именем Чарльза Диккенса связана целая эпоха в развитии английской литературы. Великим поэтом называли писателя критики за легкость, с которой он владел словом, фразой, ритмом и образом. Его мастерство во многом не уступало мастерству самого Шекспира. Преобразовав и видоизменив сам жанр традиционного романа, Диккенс воплотил в своих произведениях огромное количество собственных замыслов и наблюдений. В […]...
- Сочинение по повести Льва Толстого “Казаки” “Казаки” (1852-1863) являются важным этапом в развитии мировоззрения и таланта Толстого. В основе повести – конфликт между людьми труда, для которых характерны чувства свободы, независимости и собственного достоинства и дворянином Обелинскиным, желающим сблизиться с жизнью казаков, но терпящим закономерную неудачу в этих своих попытках. Обелинский отправляется на Кавказ с наивными надеждами на нравственное возрождение. Он […]...
- Сочинение на тему “Герой нашего времени” – роман психологический и философский Вершина творчества Лермонтова – социально-психологический роман ” Герой нашего времени “. Главное действующее лицо романа – офицер Григорий Печорин, прекрасно образованный, богатый молодой человек, которого выслали из Петербурга в действующую армию на Кавказ. Эпизоды его жизни на Кавказе составляют содержание романа, который построен из пяти повестей: “Тамань”, “Максим Максимович”, “Бэла”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Печорин – […]...
- Сочинение описание человека: Портрет брата У меня есть старший брат Дима. Я очень его люблю. Он старше меня на шесть лет – ему девятнадцать. Дмитрий не похож на тех парней, с которыми я знакома. Мне кажется, сейчас многие ребята стали какими-то безответственными, несерьезными. У них на уме только развлечения. Некоторые сидят на шее у родителей, зная, что те решат все […]...
- Сочинение по рассказу В. Астафьева “Руки жены” Русская литература второй половины XX века – непонятная, странная литература. Странна она и широтой затрагиваемых тем, и разнообразием формы – в ней трудно выделить какую-то единую проблему. “Язык всегда крутится вокруг больного зуба”, – сказал в одном из интервью В. Астафьев о роли искусства, а сколько у нашей эпохи “больных зубов”! Отсюда и неоднородность современного […]...
- Сочинение по рассказу Паустовского “Золотая роза” В “Золотой розе” писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно. Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, когда жадно вбирает в себя все ее соки, запахи, звуки, краски, ее надежды, страдания, борьбу и любовь. Сам писатель считал, что своеобразие его художественной […]...
- Примеры написания сочинение по поэзии “Деревня” Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин послился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры – молодость, любовь, […]...
- Сочинение по повести Чехова “Невеста” Мотив ухода явился центральным и для последнего прозаического произведения Чехова – “Невеста” (1903). Жизнь героини повести, Нади, складывается вполне благополучно: она молода, красива, собирается выйти замуж. Но постепенно’ она начинает замечать в мелочах быта, в будничной повседневности пошлость, обман, ограниченность; в ней нарастает беспокойство, возникает твердое желание изменить свою жизнь. Под влиянием художника Саши Надя […]...
- Сочинение по рассказу Горького “Легенда о Данко” На реальной почве создана и легенда о Данко. Нельзя не заметить, что Изергиль в своих суждениях о жизни перекликается с Макаром Чудрой, Коноваловым и с другими реалистическими персонажами. Она, собственно, также обычный для многих рассказов Горького персонаж-рассказчик, и романтической фигурой становится только благодаря необычным обстоятельствам ее жизни. Она, совсем как Коновалов, с упреком говорит о […]...
- “Премудрый пискарь” Салтыкова-Щедрина в кратком изложении Жил-был “просвещенный, умеренно либеральный” пискарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пискарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пискарей, от человека. Пискарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днем “дрожал” в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берег свою […]...