Сестры Ларины в романе “Евгений Онегин”

Полной противоположностью Татьяне является ее младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была “дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, то Ольга “всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна”. В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в пей ключом. Она всегда “с улыбкой легкой на устах”, в доме Ларины всюду слышен ее “звонкий голос”.

Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадостность Ольги не могут скрыть бедности ее душевного мира. Ее натура лишена той самобытности

и глубины, которые характеризуют Татьяну. Ольга живет бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взглядами и привычками. “Всегда скромна, всегда послушна”, она, не задумываясь глубоко, следует принятым в дворянской среде жизненным правилам. Она не может понять Татьяны, ее не заставляет задумываться поведение и настроение Ленского в вечер накануне дуэли. Ее чувства не отличаются топ глубиной и устойчивостью, как у Татьяны. “Недолго плакала” она о Ленском и скоро вышла замуж, “повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время” ( Белинский
).

На распространенность такого типа женщины и в жизни, и в литературе того времени указывает сам Пушкин:

…любом романе Возьмите и найдете, верно, Ее портрет…

Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно данный, приобрел такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произведениях позднейших писателей (например, Марфинька в романе Гончарова “Обрыв”),

Рядом с героями выступает автор не только как рассказчик, но и как действующее лицо романа. Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него “на случаи сохранились” стихи Ленского “Куда, куда вы удалились”. Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не является равнодушным созерцателем происшествий их жизни, спокойным наблюдателем. Он принимает живейшее участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них то с любовью, с участием, а то и иронически, а иногда строго осуждает поведение своего героя (например, Онегина за то, что он принял вызов Ленского).

В некоторых же строфах (лирических отступлениях) автор выступает уже как один из основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателями своими планам}!, мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п.

Рассматривая господствовавшие в его время в русской и западноевропейской литературе течения, Пушкин отрицательно относится и к сентиментализму, и к романтизму за свойственную им односторонность в изображении действительности. Сам Пушкин стремится к реалистическому изображению жизни, к ее осмыслению, созданию типических характеров, мечтает написать роман в прозе (гл. 3, XI-XIII).

Любитель и знаток театра, Пушкин дает выразительные характеристики драматургов, чьи пьесы ставились в его время на сиене (гл. 1, XVIII).

В отдельных замечаниях, щедро разбросанных в романе, отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.

Образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражен и самим тоном повествования, оценкой явлении жизни. Критическое отношение к крепостническому укладу жизни, губительно действующему на человеческую личность, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за ее отрыв от национальной, народной почвы – все это характеризует Пушкина как единомышленника декабристов, как лучшего представителя дворянской интеллигенции, сумевшего высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Сестры Ларины в романе “Евгений Онегин”