Рыльский: Поэма “Саша”

В поэме “Саша” (1927-1928) Рыльский стремится создать образ активного борца за победу. Герой поэмы – рабочий подросток Саша – типичный представитель трудового народа (“таких не сто и не двести – безграничный океан”). Есть основания думать, что образ Саши – нового героя в творчестве поэта – появился под значительным влиянием мыслей и взглядов М. Горького. В статье “Заметки читателя” (1927) Горький подвергает критике тех писателей, которые уделяют преувеличенное внимание к “обветшалому Адаму”, к человечку вчерашнего

дня, засоренного мелкими грешками, и высказывает мнение, что героем советской литературы должен быть новый человек, ” Прометей, похититель небесного огня и враг богов”.

В одной из глав поэмы “Саша” Рыльский в духе Горького называет Цезаря и Наполеона “убийцами в лавровых венках”. Он утверждает бессмертие героев, которые, как мифический Прометей, посвятили свою жизнь освобождению человечества:

И только тот, что украдет Не раз еще огонь небесный, Огнем идей единит людей, И умрет – и встанет – и воскреснет…. На смену прославленным – неведомые: На смену шпагам – молотки. (“Гул и

отголосок”).

“Неведомые” раньше рядовые люди приходят в творчество поэта вместо “прославленных” завоевателей Александра Македонского, Юлия Цезаря, Наполеона. Итак, происходит художественная переоценка ценностей. Поэт вводит в мир прекрасные образы рядовых людей труда. В настоящее время в его творчестве появляется образ моста как символ единения поэта с народом, которому он стремится служить своим благим словом.

Если в предыдущих книгах Рыльский изображал жизнь как посторонний наблюдатель, то в книге “Знак весов” он изъявляет желание быть “рядовым воином” в лавах строителей социализма. В стихотворении “Декларация обязанностей поэта и гражданина” Рыльский в духе Маяковского (“Я всю свою звонкую силу, себя отдаю, атакующий класс”) заявляет, что поэт должен поставить свое творчество на службу народу. Если в книге “Гул и отголосок” (1929) поэт стремился песней проложить мост к народу, то теперь он вместе с советскими людьми сводит мост к социализму. Освоение советской жизни в поэзии Рыльского этого времени оказывается в настойчивом поиске новых образов и художественных средств. Поэт видит “ласточек на телеграфном проводе”, и это объединение ему воображается как прообраз будущего, как “ясностью окрыленная жизнь”. В своих раздумьях о человеческом счастье поэт приходит к глубоким и правильным выводам. В обществе и природа, и культура будут служить человеку – носителю энергии, которая приносит мир.

Идея гуманизма – “все на земле для человека” (“Наточили мы топоры звонкие”) – конкретизируется в тех стихах сборника “Знак весов”, где изображается героическая коллективная работа советского народа. Правда, во многих стихах книги “Знак весов” еще нет образа простого человека, социалистическое строительство изображается как прекрасная музыка коллективных усилий народа. И только в отдельных произведениях появляются индивидуальные образы. Так, в образе “грязного, замазанного, веселого тракториста”, что “будит заспанных и зовет” (“То тучка набежит”), Рыльский описал черты нового человека эпохи социалистического строительства с новым отношением к труду, к своей обязанности перед народом.

Положительной оценки заслуживает в сборнике “Знак весов” лиро-эпический цикл “Портреты”, который состоит из стихов о Шевченко, Франко, Бетховене. Максим Рыльский – великий мастер в создании лирических портретов выдающихся людей, особенно деятелей культуры. Вот характеристика Ивана Франко:

Сын кузнеца, Иван рыжеволосый, Рыбак и мудрец, поэт и каменщик…

По мнению поэта, Франко “имел высокий дар гнет ненавидеть и люд любить босой”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Рыльский: Поэма “Саша”