Рыцарский роман
Подлинный образец рыцарского романа, получившего широчайшее распространение в Европе в XI-XIV вв. в условиях становления зрелого феодального общества, формирования его сословной структуры,- это “Тристан и Изольда”. В наиболее ярком, законченном виде рыцарская литература представлена во Франции. В этой стране складывается рыцарский идеал (его иногда называют куртуазным, от французского слова “курт” – двор). В основе его лежит рыцарское благородство. Идеалом рыцаря стала не только физическая сила и доблесть на. поле боя – ему
Замечательное явление рыцарской поэзии – лирика трубадуров. Рыцарская проза представлена повестями и романами, получившими распространение в разных странах Европы. Роман группируется по нескольким циклам. Самый известный – цикл короля Артура, или цикл “круглого стола”. Эти романы объединяются образом легендарного Артура, короля бриттов, носителя рыцарских добродетелей. Ко двору Артура собираются рыцари, которые соревнуются на поединках, совершают подвиги во имя прекрасных дам, а потом собираются за “круглым” пиршественным столом.
В основе романа “Тристан и Изольда” – древнее предание, популярное у кельтов. Этот сюжет на протяжении веков бытовал в Европе, причем в разных версиях включался в романы, входившие в цикл “круглого стола”. Успех истории Тристана и Изольды связан прежде всего с трогательной трактовкой любви, которая воспринимается читателем не как плод зелья, напитка, а как выражение естественного, неодолимого человеческого чувства. Драматизм романа в том, что любовь героев вступает в непримиримый конфликт с законами и нормами феодального мира. Жертвами его оказываются не только Тристан и Изольда, но и король Марк.
В 1902 г. французский ученый Жан Бедье на основе различных сюжетных вариантов издал сводный текст романа. Легенда о Тристане и Изольде была чрезвычайно популярна в различных национальных литературах, обрабатывалась многими писателями (Готфрид Страсбургский, Вальтер Скотт, Томас Манн и др.). На ее основе создана опера Рихарда Вагнера “Тристан и Изольда” в 1859 г.
Схожі твори:
- Повесть-пародия на рыцарский роман “Пайен из Мезьера” Итак, начинается рассказ: ко двору легендарного короля Артура, где собираются отважные и знатные рыцари, является девушка на муле. Красавица едет “вовсе без узды” и горько плачет. Благородные дамы и рыцари посылают сенешаля Кея узнать, в чем дело. Вскоре Кей возвращается и докладывает: девица печалится о том, что нет у ее мула узды, и ищет она […]...
- Роман на “вічну” Тему (відгук на “Роман про Тристана та Ізольду”) Є твори, що не підвладні невпинному часу. Є теми, що бентежать душі читачів, як колись хвилювали їхніх дідів та прадідів, як хвилюватимуть онуків та правнуків. Почуття, які не згасають. Вічні скарби людської душі. Скільки вже написано про кохання, про шалений, яскравий світ, що розкривається перед очима, про трагедію і смерть, що ходять завжди поруч, але […]...
- Тристан и Изольда герои литературных памятников средневековья Легендарными прототипами Тристан и Изольда. считаются образы кельтских, ирландских и шотландских легенд. Имя Т. впервые встречается в форме Дроостан (Дрост, Дрест) в генеалогиях пиктских королей VIII в. Многие сюжетные параллели к Т. и И. можно обнаружить в двух ирландских сагах – “Изгнание сыновей Уснеха” и “Бегство Ди-армайда и Грайне”. Л. Д. Михайлов считает, что И. […]...
- Романы Бритонского цикла – Артуровы легенды Артур – реальное лицо, предводитель бриттов, в V-VI вв. отступавших в Уэльс под натиском германских племен англов, саксов и ютов. В романах Артур предстает как самый могущественный король Европы, только при его дворе герой может стать подлинным рыцарем. Наиболее совершенные рыцари короля Артура объединены названием рыцари Круглого стола (символ равенства). За круглым столом король оказывался […]...
- Герой романа Кретьена де Труа “Ланселот или Рыцарь Телеги” Ланселот одержим любовью к жене короля Артура королеве Геньевре. Это чувство, выражающееся в куртуазном служении Даме, определяет все поведение Л.: ради Геньевры он совершает невероятные подвиги и, попадая в опаснейшие ситуации, оказывается победителем, ибо любовь придает ему силы. Одно из безумств героя проявляется, когда он сражается с похитившим королеву волшебником спиной к противнику, чтобы не […]...
- Роман Лермонтова “Герой нашего времени” роман с “грустной думой” Роман Лермонтова был не только “грустной думой” о времени, но и “грустной думой” о судьбе героя времени. Белинский лучше других понял внутреннюю сущность, объективный смысл образа Печорина, указав на действительность как источник раздвоенности его внутреннего мира. Объективными предпосылками для глубокого постижения романа послужили не только чуткость и проницательность Белинского, но и духовная близость его с […]...
- Роман Вальтера Скотта “Айвенго”. Анализ В романе “Айвенго” описывается конец ХП века, царствование Ричарда Львиное сердце. Т. е. период, когда начинает формироваться английская нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, французских рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. После норманнского завоевания 1066 года в действительности происходила длительная и кровавая общественная и национальная борьба. […]...
- Роман о Тристане и Изольде. История сюжета Роман принадлежит к бретонскому циклу. А некоторые романы этого цикла основывались на кельтских сказаниях. Параллели роману в ираландских сагах – “Изгнание сыновей Уснехта”, “Преследование Диармайнда и Грайне”. Кельтское сказание о Тристане и Изольде было известно в большом кол-ве обработок на французском языке, но многие из них совсем погибли, а от других сохранились лишь небольшие отрывки. […]...
- “Приключения Незнайки” Носова роман-сказка Сказки: “Бобик в гостях у Барбоса”, “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогию. Первая часть – “Приключения Незнайки и его друзей” – напечатана в 1954 году. Сюжет ее основан на фантастических приключениях коротышек, живущих в Цветочном городе. “Приключения Незнайки” по […]...
- Городская литература Средних веков. Фаблио и шванки Новыми общественными отношениями новый общественными отношениями определяется радикальный переворот в литературе, происходящий а 13 веке. Наряду со все более теряющей связь жизнью и впадающей в абстракцию рыцарской поэзией поднимается новая городская литература. Ее поэтика, диаметрально противоположная поэтики куртуазной рыцарской поэзии, характеризуется торжеством здравого смысла и резкой рассудительности, склонность к изображению обыденной жизни, нередко даже в […]...
- Роман Новалиса “Генрих фон Офтердингер” – миф о целостности средневекового мира Об ” универсуме” и универсальном человеке. Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе “Генрих фон Офтердинген” (1800; из намеченных двух частей вторая была только начата). Историческим прототипом для своего героя Новалис избрал миннезингера начала ХШ в. Основные идеи и весь замысел романа раскрываются как развернутая эстетическая утопия, смысл которой сконцентрирован в аллегорической сказке главного […]...
- Роман в мировой литературе 19 века Роман – большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и […]...
- Эллинистический роман II-III вв АЛЕКСАНДРИЯ – эллинистический роман II-III вв., повествующий о жизни и деяниях македонского царя и полководца Александра (356-323 гг. до н. э., царь с 336 г.). Получивший распространение во всех средневековых европейских литературах, этот роман был известен и очень популярен также и в Древней Руси. Он был дважды переведен с различных греческих оригиналов. Так называемая Хронографическая […]...
- Творческое сочинение: Роман Чернышевского “Что делать” Сочинение на тему: Эволюция замысла. Проблема жанра. Появление на страницах “Современника” романа Чернышевского, находившегося тогда в Петропавловской крепости, было событием громадной важности как в плане общественно-политическом, так и литературном. На всю Россию прозвучало пламенное слово писателя, призывавшего к борьбе за будущее социалистическое общество, за новую жизнь, построенную на началах разума, за подлинно человеческие взаимоотношения между […]...
- Роман Сартра “Тошнота” – художественное осмысление тотальной абсурдности бытия Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра – проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является “для-себя-бытие”. “Для-себя-бытие” – высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через “для-другого-бытие” – различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему “другого”. […]...
- Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать” о человеческих отношениях Первое прочтение романа Н. Г. Чернышевского вызовет у современного молодого человека, скорее всего улыбку. Действительно, странными кажутся отношения, принятые в семье Лопухова и Веры Павловны. В доме существуют нейтральные и не нейтральные комнаты, и в не нейтральные комнаты ни муж, ни жена не могут войти без стука. Да и вообще, вежливость супругов по отношению друг […]...
- “Тристан и Изольда”; композиции, особенности конфликта В рыцарском романе и его разновидности – рыцарской повести – мы находим в основном отражение чувств и интересов, которые составляли содержание рыцарской лирики, это прежде всего тема любви, понимаемая в более или менее возвышенном стиле. Другим столь же обязательным элементом РР является фантастика в двояком понимании этого слова – как сказочное, не христианское и как […]...
- Памятник городской литературы “Роман о Лисе” Король зверей лев Нобль устраивает прием по случаю праздника Вознесения. Приглашены все звери. Лишь пройдоха Лис дерзнул не явиться на королевский пир. Волк Изенгрин подает льву жалобу на Лиса, своего давнего врага: мошенник изнасиловал жену волка Грызенту. Нобль устраивает судебное разбирательство. Он решает дать Лису шанс исправиться и вместо жестокого наказания приказывает Изенгрину заключить с […]...
- Теория литературы: Роман Роман – эпическое произведение, в котором рассказ сосредотачивается на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, который разворачивается в художественном пространстве и времени. Роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные стихии, которые не исчерпывают и не поглощают друг друга, и именно в этом заключается определяющая особенность его жанрового содержания. История индивидуальной […]...
- Роман Вилли Бределя “Машиностроительный завод Н. и К.” Выдающееся место в литературе антифашистской эмиграции занимает Вилли Бредель (1901-1964). Уже первые его романы “Машиностроительный завод Н. и К.” и “Улица Розенгоф”, несмотря на ряд недостатков, привлекли к себе внимание и стали в центре литературной дискуссии на страницах журнала “Линкскурве”. В них чувствуются талант повествователя, острота наблюдения, нерасторжимость социалистической убежденности и реалистической манеры письма. Тринадцать […]...
- Роман Дж. Стейнбека “Гроздья гнева” как эпос народной судьбы Система образов, сюжет. Эмоциональный тон. Проблема национальных художественных традиций в романе. Гроздья гнева, 1939 Роман, в основу которого легла драматическая страница истории США. Произведение создано по свежим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. В 1937 г. засуха и недород в центральных штатах, усугубившие общий социально-политический кризис в стране, разорили тысячи фермеров и сельскохозяйственных […]...
- Роман “Евгений Онегин” А. Пушкина – “энциклопедия русской жизни” Русский литературный критик В. Белинский метко назвал роман ” Евгений Онегин ” энциклопедией русской жизни. Почему именно этот роман? Ведь энциклопедия – это собрание справочных материалов. Настолько ли здесь много здесь описаний жизни России XIX века, что роман можно назвать энциклопедией? Да, в этом может убедиться каждый, кто хотя бы раз прочитал эти пушкинские строки. […]...
- Краткое изложение Тристан и Изольда Жозеф Бедье Тристан и Изольда Королева, супруга Мелиадука, короля Лоонуа, разрешилась от бремени мальчиком и скончалась, едва успев поцеловать сына и наречь его именем Тристан (в пер. с фр. – грустный), ибо рожден он был в печали. Младенца король препоручил Гуверналу, сам же вскоре снова женился. Мальчик рос сильным и красивым, как Ланселот, но мачеха […]...
- Роман Германа Мелвилла “Моби Дик, или Белый кит” Мелвилл признан классиком литературы, а его роман “Моби Дик, или Белый Кит” – величайшим американским романом XIX века. “Моби Дик” – книга необычная. Она написана вопреки всем существующим законам жанра и не похожа ни на одно произведение мировой литературы. Читать “Моби Дик” не легко. Приходтся преодолевать своего рода “сопротивление материала”. Втянувшись в описание морской стихии […]...
- Роман Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” Имя Франсуа Рабле (ок. 1494-1553), великого французского писателя эпохи Возрождения, нередко упоминается в русской периодической печати XVIII века, а герои его сатирического романа – Гаргантюа, Пантагрюэль, Панург – фигурируют в качестве имен нарицательных наряду с Дон Кихотом, Фальстафом и Гулливером. В 1790 году в Петербурге была издана “Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех доныне […]...
- Роман Винниченко “Солнечная машина” Произведение Винниченко “Солнечная машина” (1921-1924) – первый в украинской литературе социально-утопический и фантастический роман с элементами приключенческого и детективного жанра. Произведение имеет посвящение: “Моей солнечной Украине”, и автор возлагал на него большие надежды, надеялся, что это будет “визитная карточка украинской литературы в Европе”, которая займет достойное место рядом с произведениями Г. Уэллса, К. Чапека, А. […]...
- За правое дело (роман А. С. Пушкина “Дубровский”) Роман А. С. Пушкина ” Дубровский ” не оставляет равнодушным никого из читателей, и это совсем не удивительно. В этом произведении показаны проблемы взаимоотношения помещиков и крестьян, отцов и детей, а также все перипетии того сложного времени. Большое внимание Пушкин уделяет обличению “барства дикого”. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с […]...
- Роман “Седьмой крест” высшее достижение Зегерс Самым крупным художественным произведением Зегерс в годы мексиканской эмиграции стал роман “Транзит” (1943), в основу которого легли события, связанные с крушением Третьей республики во Франции в мае 1940 года. Зегерс сама испытала многое из того, что выпало па долю ее героев, и потому роман выглядит временами как свидетельство очевидца. Это впечатление еще больше усиливает композиция […]...
- “Мастер и Маргарита”, как двойной роман М. А. Булгаков – сын профессора Киевской Духовной академии. Его семья была насквозь интеллигентной и набожной. Родители Михаила жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви. Практически каждое воскресение и по христианским праздникам они бывали в ней. Поэтому М. Булгакову были с детства знакомы христианские догмы и евангельские истории. На протяжении всего своего жизненного пути […]...
- Роман Фадеева “Последний из удэге” По замыслу, эпопея, которую он назвал “Последний из удэге”, должна была охватить чуть ли не всю историю общественных отношений – от родового строя до социалистического. Материала для такого полотна у Фадеева хватало. Он специально изучал труды исследователей Дальневосточного края – историков, этнографов, публицистов. Но главное – были достаточно богаты его личные наблюдения над людьми разных […]...
- “Роман карьеры” в современной зарубежной литературе Уоррен Роберт Пенн (1905-89), американский писатель, критик. В философско-психологическом романе “Вся королевская рать” (1946) – судьба политика-демагога. Прошлое и настоящее в его книгах постоянно взаимно пронизывают друга друга. История в них – не просто исторические сюжеты и не просто исторические персонажи, которые могут быть, а могут и не быть, но как раз историческое чувство, размыкающее […]...
- Русский постмодернизм: роман Андрея Битова “Оглашенные” Позднее, чем за рубежом, появился в русской литературе экологический постмодернизм. Его возникновение связано с поисками позитивной модели существования человечества, становлением экологической эстетики. “Экологическая эстетика своими специфическими средствами исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Современный этап ее развития выходит далеко за рамки традиционного рассмотрения темы природы в искусстве и связан, прежде всего, […]...
- Н. Г. Чернышевский и роман “Что делать?” В романе “Что делать?”, во всей его образной системе Чернышевский пытался представить в живых героях, в жизненных ситуациях те нормативы, которые, как он полагал, должны явиться главным мерилом общественной морали. В их утверждении Чернышевский видел высокое предназначение искусства. Герои “Что делать?” – “особенные люди”, “новые люди”: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Их так называемый разумный эгоизм […]...
- Хрестоматия: Немецкий роман о людях и обстоятельства Литература – человековедение, в ней люди познают самю себя. Развиваясь, она идет ко все более глубокому раскрытию сущности человека, его стремлений, надежд, возможностей, его ме. ста в мире. Но человек неисчерпаем, и каждая эпоха ставит новые вопросы. Литература призвана осознать эти вопросы и ответить на них. При этом ее ответы никогда не бывают окончательными, в […]...
- Роман Е. И. Замятина “Мы” В романе поднимаются важнейшие проблемы человеческой жизни. Прежде всего это поиск счастья. Автор пишет роман в виде своеобразного дневника. В жанре антиутопии написано много известных произведений того периода, Замятин также прибегает к помощи этого жанра. На первый взгляд, мир, созданный писателем, совершенен. Люди, живущие в досконально продуманной обстановке, пытающиеся привести в порядок даже самые мелочные […]...
- Роман в стихах Л. Костенко “Маруся Чурай” – путешествие в прошлое Украины Роман мастерски передает дух эпохи. Типажи, ход событий, воспроизведенный в человеческих судьбах, – все это реставрируется автором с живой достоверностью художественного документа. Поэтесса показывает тогдашнее общество во всех его главных проявлениях. Роман “Маруся Чурай” открывает нам духовный мир наших предков, раскрывает забытые страницы истории, на достойных образцах учит мужеству, пробуждает совесть, чувство причастности к великой […]...
- Густав Флобер: роман “Госпожа Бовари” Г. Флобер автор произведения “Мадам Бовари”. В 1857г. после того, как роман ” Госпожа Бовари ” вышел в свет, автора обвинили в безнравственности. Прокурор усмотрел в этом романе угрозу общественной морали. Флобер обвинялся в том, что в его романе нет ни одного положительного героя, а Эмма главная героиня романа вводит в соблазн молодых женщин. Защитники […]...
- “Интеллектуальный роман” в творчестве Манна Термин “интеллектуальный роман” был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г., в год выхода в свет романа ” Волшебная гора “, писатель заметил в статье “Об учении Шпенглера”, что “исторический и мировой перелом” 1914-1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, и это определенным образом преломилось в художественном творчестве. Писал Т. […]...
- Анализируя роман “Евгений Онегин” В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар”, фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов (“бифштекс окровавленный”, сыр, шипучее аи, шампанское, “стразбургский пирог”), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже […]...
- Интеллектуальный роман Манна. Проблематика и поэтика Термин “интеллектуальный роман” был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г., в год выхода в свет романа ” Волшебная гора “, писатель заметил в статье “Об учении Шпенглера”, что “Исторический и мировой перлом 1914-1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, и это определенным образом преломилось в художественном творчестве. “Процесс этот, […]...