Тристан и Изольда герои литературных памятников средневековья


Легендарными прототипами Тристан и Изольда. считаются образы кельтских, ирландских и шотландских легенд. Имя Т. впервые встречается в форме Дроостан (Дрост, Дрест) в генеалогиях пиктских королей VIII в. Многие сюжетные параллели к Т. и И. можно обнаружить в двух ирландских сагах – “Изгнание сыновей Уснеха” и “Бегство Ди-армайда и Грайне”. Л. Д. Михайлов считает, что И. унаследовала многие черты своих кельтских предшественниц. Ее имя в форме Eselt встречается в англосаксонском источнике 967 г.

Во время нормандского завоевания Англии образы Т. и И. перешли во французскую литературу (имя Т. созвучно с фр. triste – “печальный”). Существует также предположение, что мифологические корни образов Тристан и Изольда уходят в яфетические (жителей Афревразии) сказания о космических стихиях, о Солнце – Т. и о воде – И. Литературная генеалогия этих героев восходит к т. н. “Прототипу” – первому французскому роману о Т. и И. (целиком утерян). Сохранились лишь две стихотворные обработки “Прототипа”, датируемые втор. пол. XII в.: поэма Беруля и фрагменты романа Трувера Тома. Немецкий вариант романа о Т. и И. создали Эйльгарт фон Оберг (около 1190) – по Берулю и Готфрид Страсбургский (нач. XIII) – по версии Тома. Помимо этого существует прозаический французский роман, норвежская сага, английская поэма “Сэр Тристрем”, французская поэма “Тристан

Юродивый”, “лэ” Марии Французской “Жимолость” – все они относятся к XIII в. В средневековой литературе Т. и И. стали синонимами идеальных любовников и нередко избирались в качестве псевдонимов трубадурами и теми дамами, которым они посвящали свои любовные стихи. Различают три версии образа Тристан и Изольда: эпическая (Беруль – его И. бесконечно далека от куртуазных героинь рыцарских романов, она постоянна в своем чувстве, решительна, откровенна); лирическая (Тома – Т. оказывается героем, постоянно раздираемым двумя противоположными и исключающими друг друга чувствами: привязанностью к Марку, мужу И., и любовью к И.); рыцарская, где Т. из любовника, всецело поглощенного своим чувством, превращается в обыкновенного странствующего рыцаря.

Образы Тристана и Изольда в корне отличались от персонажей куртуазной литературы. А. Н. Веселовский отмечал, что Тристан и Изольда любят друг друга одинаково страстно, увлеченные одной и той же силой: из Т. трудно было сделать sergent d’amour. И. не о чем было умолять. Поэтому во времена Возрождения сюжет о Т. и И. был практически забыт. (Единственное исключение – роман Пьера Сала “Тристан” (нач. XVI в.). В нем любовь Т. и И. имеет счастливый конец.) Лишь с конца XVIII в. возникают десятки новых обработок этого сказания. К образам Тристан и Изольда обращаются поэты Виланд, А. В. Шлегель, Рюккерт, Иммерман, Вакернагель, Платен, М. Арнольд, Теннисон, Суинбери.

Герои музыкальной драмы (оперы) Р. Вагнера “Тристан и Изольда” (1859). Вагнер видел в образах Т. и И. прежде всего трагедию любящих и страдающих людей: “Их чувство проходит до конца все фазы бесплодной любви со сжигающим их в глубине души пламенем, начиная от самых робких сетований, в которых выражает себя неутомимо-страстное желание, от нежнейшего трепета – до вспышки страшного отчаяния при осознании безнадежности этой любви, пока, наконец, бессильно никнущее в себе самом чувство Т. и И. не угасает, как бы растворясь в смерти”.

Герои романа французского писателя и ученого-филолога Ж. Бедье “Роман о Тристане и Изольде” (1900). Бедье создал свою версию Т. и И. на основе версий Беруля, Тома, Эйльгарта фон Оберга и Готфрида Страсбургского. Гастон Парис в предисловии к роману Бедье писал, что смысл его – в роковом характере любви, возвышающейся над всеми законами. Любовь Т. и И. преодолевает внутренние препятствия: ревность, подозрительность, жестокое желание отомстить за мнимое предательство. Образы Т. и И. символизируют такие глубинные антиномии человеческой жизни, как противоречие между законной и незаконной любовью, между любовью и долгом, между дружбой и предательством, и, наконец, между любовью и страстью. В конце романа Бедье как бы посвящает образы Т. и И. читателю: “Они шлют через меня вам привет, всем тем, кто томится и счастлив, кто обижен любовью и кто жаждет ее, кто радостен и кто тоскует, всем любящим. Пусть найдут они здесь утешение в непостоянстве и несправедливости, в досадах и невзгодах, во всех страданиях любви”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Чому деякі люди самотні.
Тристан и Изольда герои литературных памятников средневековья