Романы Бритонского цикла – Артуровы легенды
Артур – реальное лицо, предводитель бриттов, в V-VI вв. отступавших в Уэльс под натиском германских племен англов, саксов и ютов. В романах Артур предстает как самый могущественный король Европы, только при его дворе герой может стать подлинным рыцарем. Наиболее совершенные рыцари короля Артура объединены названием рыцари Круглого стола (символ равенства). За круглым столом король оказывался первым среди равных.
Это равенство нарушалось лишь в сюжетах рыцарских романов, т. к. один из рыцарей Круглого стола (тот, чьим именем назван роман)
Персиваль – это рыцарь, главным поиском
Цикл романов о Тристане и Изольде стоит несколько особняком среди других средневековых романов. В основе легенды лежат, вероятно, какие-то исторические события VIв. Произведение написано по иной модели, чем типичные рыцарские романы, в нем есть лишь элементы конструкции “романа дороги”, почти не представлены куртуазные правила любви, есть несколько очень древних элементов. Таково начало романа: король Марк под давлением придворных дает согласие на женитьбу. Но женится он не хочет. В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос.
Король отправляет своих приближенных на поиски девушки с такими волосами – только на ней он женится. Это очень древний мотив, в котором нет ни тени намека на куртуазное понимание любви. На поиски девушки отправляется и племянник Марка Тристан, по дороге сражается с драконом (также древний мифологический мотив). Его, раненного, отравленного ядом из языка дракона, потерявшего сознание, находит и излечивает Изольда, Тристан испытывает сильное чувство – предвестник большой любви (это, напротив, новый мотив, воплощающий концепцию любви 12 века).
Возникает моральный конфликт: как вассал Марка, Тристан должен доставить девушку королю, а как человек он испытывает к ней (причем взаимно) привязанность, которая неминуемо должна перерасти в любовь. Вот здесь и сказывается гениальность неизвестного автора. Очевидно, он сам раздираем противоречием: как человек 12 века, он защищает принципы вассальной верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, которая, согласно куртуазной концепции возникает вне барака. Как выйти из этого противоречия?
И писатель находит свой, авторский способ разрешения конфликта: он соединяет легенду любви Тристана и Изольды с легендой о волшебном напитке. Во время возвращения на корабле из Ирландии в Британию молодые герои случайно (случай – новый элемент авторского повествования) выпивают любовный напиток, изготовленный служанкой Изольды, желавшей помочь своей хозяйке и Марку преодолеть отчуждение и испытать в браке любовь, которую никакой силой нельзя разрушить. Теперь любовь Тристана и Изольды, зародившаяся с первого взгляда героев друг на друга, вспыхивает как непреодолимая страсть.
Мотив любовного напитка позволяет автору снять все моральные обвинения по отношению к Тристану и Изольде даже после того, как она вышла замуж за короля Марка, и, напротив, в самом неприглядном свете представить доносчиков – придворных, мешающих влюбленным, и, в конечном счете, ставших одной из причин их гибели. Автор создает роман о несчастной любви, которая тем не менее сильнее смерти. Эта тема станет одной из самых плодотворных сюжетных схем в литературе.