Романтическая лирика
Романтическая лирика – это преимущественно лирика настроения. Романтики умело и тонко создавали картины природы. Но главным в этих картинах было не описание, не внешние приметы пейзажа. Человек и мир – вот, что прежде всего волновало романтиков. Многим из них это отношение казалось загадочным, таинственным. Живое внимание к чувствам и переживаниям человека видим мы в прозе и в драматургии романтиков. На смену философской повести, роману и мещанской драме просветителей приходит романтический стих, поэма, лирическая драма.
Прямолинейная
В пору романтизма в разных странах усиливается интерес к национальному прошлому, к национальной культуре. Собираются и записываются народные
Величайшие представители искусства романтизма – в Англии: Дж Байрон, Дж. Китс, П. Шелли; в Германии – Э. Гофман, Г. Гейне, Новалис; во Франции – А. Мюссе, Ж. Санд, В. Гюго; в СЩА – Э. По, Дж. Ф. Купер, Г. Мелвилл, в Польше – А. Мицкевич, Ю. Словацкий, в Венгрии – Ш. Петефи, в России – А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. В рамках романтизма формируется целый ряд течений, литературных школ и кружков. Так, в Англии на границе ХVІІІ-ХІХ столетий возникает так называемая “озерная школа”. В нее вошли У. Уордсворт, С.-Т. Колридж, Р. Саути. Их содружество – идейное и творческое, сложилось тогда, когда они поселились на северо-западе Англии, в так называемом Озерном крае. Возражая рационалистический догматизм классицизма и Просвещения, поэты “Озерной школы” произвели романтическую реформу в английской поэзии. Для стихов поэтов-лейкистов характерны мечтательность, тонкое чувство природы, любовь к простому человеку. Отголосок творческих поисков “Озерной школы” наблюдается в творчестве украинских романтиков, в частности представителей Харьковской школы.
В начале XIX столетия в немецком городе Гейдельберге создается объединение поэтов-романтиков, которые поставили перед собой цель изучения истории и культуры прошлого Германии путем сбора, систематизации и исследования фольклорных материалов. Значительным взносом гейдельбергских романтиков в развитие литературы и литературоведения стала публикация народных песен (Л. Арним и К. Бретано), народных сказок (братья Гримм). Благодаря их усилиям возникла мифологическая школа в литературоведении. В оригинальном творчестве гейдельбергских романтиков не восприятие буржуазных тенденций общественного развития объединялось с идеализацией патриархального уклада, воспеванием исторического прошлого, идеей религиозного отречения. Эстетика гейдельбергских романтиков имела влияние на украинских писателей первой половины XIX столетия, в частности, опять таки, на представителей Харьковской школы романтиков.
Таким образом, романтическое направление начала XIX столетия знаменовало собой новый этап в развитии европейской литературы. Романтики обогатили литературу мастерством изображения внутреннего мира героя, вызвали во всех странах необыкновенный расцвет лирики. Они не давали конкретных ответов на вопрос современности, а иногда отвечали неверно. Но романтики пробуждали мысль. Богатством образов, глубоким лиризмом, умением видеть противоречивость жизненных явлений они подготовили новую ступень в развитии мировой литературы.