Роман в стихах Л. Костенко “Маруся Чурай” – путешествие в прошлое Украины
Роман мастерски передает дух эпохи. Типажи, ход событий, воспроизведенный в человеческих судьбах, – все это реставрируется автором с живой достоверностью художественного документа. Поэтесса показывает тогдашнее общество во всех его главных проявлениях. Роман “Маруся Чурай” открывает нам духовный мир наших предков, раскрывает забытые страницы истории, на достойных образцах учит мужеству, пробуждает совесть, чувство причастности к великой истории великого народа. Древний город Полтава в романе предстает как символ родной земли,
Читая роман, мы воспринимаем всех его героев как таких, которые действительно жили в XVII веке. Поэтесса мастерски вводит
За несколько дней вражеской осады – Нет жителя живого. Было местечко… А подходили ближе – Нет ничего. Тихо. Пепелище… Уже везде у нас есть школы братские. От Лохвицы до самой Молдовы, Пол-Украины – то казацкие вдовы.
Вот, например, второй раздел романа “Полтавский полк выходит на заре”. Здесь воссоздана суровая действительность эпохи, когда мирным полтавчанам приходилось седлать коней, выстраиваться в ряды и собираться на войну против злейшего врага – алчной польской шляхты. А раздел “Паломничество” в романе важен тем, что в нем правдиво изображены страшные руины в Украине, введен образ странствующего дьяка-философа, который объясняет Маруси все увиденное и услышанное в пути. Дьяк – человек наблюдательный, видел многое на своем веку. Марусю сильно впечатлила встреча с полуживыми, изможденными голодом людьми, которые зажгли свечи, ожидая смерти. Дьяк сетует на то, что книжники не заботятся о родной истории, культуре, хотя сам, будучи образованным человеком, свою бездеятельность прикрывает тем, что у него сумку украли.
В седьмом разделе романа “Дедова балка” наше внимание привлекает образ старого запорожца, которого собратья-казаки освободили из турецкой каторги – галеры, где он скитался целых двадцать лет. Теперь нашел убежище в убогой хижине. “Там дед живет, тот самый старик галерник, немрущий дед, отшельник и химерник…”. И чудо: “что не ваяет – он невольно вроде маленьких галер”. Старик живет воспоминаниями о давней казацкой славе, для него веком священным остались имена полководцев Остряницы, Павлюка, Богдана, их походы и победы над врагами. Раздел “Дедова балка” композиционно связан со следующим – “Осада Полтавы”, в котором поэтесса повествует о стойких и непреодолимых полтавчанах, которые не упали на колени перед дерзкими шляхтичами. Врата закрыты, пушки нацелены на врага. Мартын Пушкарь учит казаков: “Если им сейчас в руки не дадимся, то впоследствии отсюда и ударим по ним”. Но Казаки в романе изображены не только как мужественные и упорные воины, настоящие патриоты своей родины, а как исключительно порядочные и честные люди, В первом разделе романа “Если бы нашлась неопалимая книга”, где говорится о суде над Марусей Чурай, казаки становятся на защиту справедливого судопроизводства, они охраняют беззащитную девушку от намерений судей обречь Марусю на смерть. Почетный член судебного совета полковник Пушкарь был категорическим (“на пытки согласия я не дам”), решительно защищает талантливую девушку казак Иван Искра. Она для него не только красивая, талантливая – она кажется ему песенной душой родного народа, ее надо беречь, ибо своими песнями Маруся помогает казакам воевать. (“Что нам было нужно на войне? Сабли, знамена и ее песни”). Иван Искра и спасает девушку, вовремя привезя распоряжение гетмана о помиловании Маруси. Но, увы, долго жить Марусе Не судилось. Завершается роман разделом “Весна и смерть и светлое воскресение”. Измученная и истощенная Маруся Чурай ждет приближения конца. Идет весна – пора, когда больные туберкулезом чаще идут в мир иной Маруся чувствует, что последний раз улыбается цветению весны. Этот раздел – эпилог романа. Но он звучит жизнеутверждающе, ведь казацкие полки, уходя на правый бой, поют ее песни, которым суждено жить вечно.
Роман “Маруся Чурай” – “не только художественная энциклопедия жизни украинского народа середины XVII века, – писал известный критик и литературовед М. Слабошпицкий. – Это история, которая осмысливает себя, мыслящая история. Это партитура вечных мотивов духовного бытия народа”.