Разудалая русская пляска в поэме “Страна Муравия”
Жизнь в поэме предстает во всех ее и горьких, и смешных, и радостных буднях: тут и прославление фронтовой дружбы (“Дружбы нет святей и чище, что бывает на войне”), и вызов Теркиным связистов (“Тула, Тула. Это ж я… Тула… Родина моя…”), и рассуждение о награде, и пляска бойцов на снегу. Описание пляски в этой поэме иное, чем в поэме “Страна Муравия”:
Дайте круг! Шире круг! Расступись! Шире! Шире! Эх, дай на свободе Разойтись сгоряча!.. Гармонист гармонь разводит От плеча и до плеча. Страна Муравия Эй, друг, Кабы стук, Кабы вдруг
Разудалая русская пляска в поэме “Страна Муравия” – и предельно напряженная, происходящая в особых условиях военного времени, среди замерзших солдат, как будто у “бездны на краю” русская пляска в поэме ” Василий Теркин “. Нам представ ляется важным такое сопоставление, оно покажет школьникам, как один и тот же прием может выполнять различную роль в движении поэмы, расстановке эмоциональных акцентов.
В свои сообщения девятиклассники могут включить не только наблюдения
Многие читатели называли поэму “энциклопедией фронтовой жизни бойца”, говорили, что им казалось, будто бы поэт находился все время с ними. Политруки носили поэму в своих сумках вместе с военными уставами.
Василий Теркин – собирательный образ испытавшего все тяготы военного времени солдата, защитника Родины в минуту крайней опасности, солдата, лишенного всякой позы, бравады, жадности, корысти. В нем необычайно сильно проявляются лучшие черты человека, готового умереть, но защитить свою страну.
Ситуации, в которых оказывается герой Твардовского, необычайно жизненны для военного времени, рассуждения и действия Теркина понятны и оправданы событиями.
Вместе с тем, подчеркивая “обыкновенность” поступков и слов Василия Теркина, “обычность” суровых военных лет, их радостей и горестей (что можно пронаблюдать при анализе любой главы или фрагмента поэмы), автор постепенно воссоздает и военную обстановку, и необычайную стойкость, мужественность, терпеливость, выносливость солдата. “Я не первые ботинки Без починки здесь ношу”,- как тут не вспомнить сказочных героев, которые на пути к цели изнашивали по три пары железных башмаков?! И тяжкий бой, и трудный отдых (“Тяжела, мокра шинель… Крыша – небо, хата-ель, Корни жмут под ребра”), и горькие дни отступления, и жестокие часы переправы, и горячий бой с врагом – бок о бок с товарищем, и поединок один на один, и другие испытания, выпавшие на долю Теркина.
У Твардовского постоянный устойчивый интерес к народному творчеству. В его произведениях можно обнаружить пословицу и поговорку, загадку и прибаутку, песни и сказки, плачи и былины… Теркин представлен как настоящий народный герой, он сознательно лишен автором отрицательных черт. Это собирательный образ русского солдата, выигравшего войну. Автор сравнивает его с богатырем, вводит символические сцены (главы “Смерть и воин”, “Поединок”), которые напоминают нам сказочные эпизоды. Герой лишен часто индивидуальных примет, он, с одной стороны, средний и незаметный, с другой – богатырь, “чудо-человек”. Введен и прием неузнавания героя (в главах “Кто стрелял?”, “Гармонь”), и в целом образ Теркина раскрывается по принципу народной сказки: вначале он подчеркнуто прост, обыкновенен, неприхотлив, а потом становится подлинным героем, но и при этом скромен, без внешнего эффекта…
Необходимо подчеркнуть свойственную у воину, осознанную им высокую меру ответственности перед Родиной:
Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете…
Интересно отметить, что поэма “Василий Теркин” вобрала в себя многое из предшествующих ей стихотворений Твардовского.