Рассказ Гайдара “Голубая чашка”
“Голубая чашка” Рассказ “Голубая чашка” появился в 1936 году в журнале “Пионер”. Работал Гайдар над ним упорно и долго: начал в 1934 году в Арзамасе, продолжал писать в Ленинграде, советуясь с Маршаком, редактировал в 1935 году под Москвою, в Малеевке. Первоначально рассказ начинался с небольшой семейной ссоры. Маруся рассердилась на пятилетнего сына и мужа, подозревая, что они разбили ее любимую чашку. Она уезжала в город, а отец с сыном Димкой уходили из дому путешествовать.
В поздних вариантах вместо Димки появляется шестилетняя
В рассказе две сюжетные линии. Одна связана с “путешествием” Светланы и отца в поисках “хорошей жизни”. Другая – взрослая – о разладе в семье, обиде, ревности, о победе любви. Образ Светланы объединяет обе линии сюжета. Лирическое повествование о поисках счастья, “хорошей жизни” находит отклик в детских сердцах. Отец с дочкой мечтали, живя на даче, ловить рыбу, купаться, загорать, собирать грибы и орехи, а хлопотливая Маруся заставила подметать двор, протягивать веревку, чинить забор. Целых два дня терпели Светлана и отец все новые да новые дела, которые придумывала Маруся, но когда появился полярный летчик, разбилась голубая чашка и Маруся сказала, что виноваты отец со Светланой, они решили, что жизнь “совсем плохая”, и ушли “куда глаза глядят”. Решили идти на поляну, за пруд, в березовую рощу, на гору и, может быть, еще дальше. Многое в рассказе дается через восприятие Светланы: встреча с Санькой, которого бабка за солью послала, а пионер Пашка Букамашкин “драть его хочет” за то, что тот несправедливо обидел девочку Берту; отдых на тихой поляне, где росли высокие цветы и летал смелый чиж.
Отца и Светлану связывает дружба, но Гайдар показывает различие их переживаний. Вот тут и приходят на помощь пейзаж и лирический подтекст. Природа олицетворяется, она активно выражает свое отношение к поступкам, словам, мыслям героев. Когда Светлана поет веселую песню о том, что она храбрая барабанщица и не разбивала голубой чашки, цветы “тихо закивали Светлане своими пышными головками”. Потом Светлане, соскучившейся по Марусе, кажется, что за нею и отцом прилетел тот самый чиж, которого она видела на даче. Отец не соглашается с нею, потому что еще не простил Марусю. Он поет почти ту же песню, что и Светлана,- о том, что они не разбивали голубую чашку, но добавляет: “И мы решили уйти насовсем далеко”. И природа оказывается не на его стороне. Она не одобряет мстительных чувств, из-за которых может разбиться счастье троих людей.
Писатель сумел сохранить в одном из самых лирических своих рассказов и мотивы революционного прошлого. Воспоминания о стойкости бойцов гражданской войны естественно вплетаются в повествование. Психологической кульминацией “Голубой чашки” оказываются рассказ отца о первой встрече на войне с Ма-русей, об их любви и разговор со Светланой о том, что Маруся любит его. А. Гайдар приводит своих маленьких читателей к той мысли, что поиски счастья, “хорошей жизни” тесно связаны со способностью самих героев давать счастье, налаживать “хорошую жизнь” для других. Эта мысль определяет и композицию рассказа, в которой переплетаются реальность и сказка, объединяются “детский” и “взрослый” планы повествования. Умение приносить счастье людям, способность забыть все наносные, мелкие обиды и недоразумения определяют возможность и реальность счастья для самих героев рассказа: “Глаза Маруси были карие, и смотрели они ласково. Видно было, что ждала она нас долго, наконец-то дождалась и теперь крепко рада”.