Герой киносценария и повести А. Гайдара “Тимур и его команда”

Самый известный и популярный герой детской литературы советского периода.

В ранней редакции “Дункан и его команда” – герой Вовка Дункан. Очевидно влияние произведения Жюля Верна: яхта “Дункан” по первому тревожному сигналу отправилась на помощь капитану Гранту. Руководители киностудии потребовали переименовать героя, и тогда Гайдар дал герою имя собственного сына, которого в жизни называл “маленьким командиром”. Образ Тимура воплощает идеальный тип подростка-лидера с его стремлением к благородным поступкам, тайнам,

чистым идеалам. Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам – тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В первую очередь тимуровцы опекают семьи военных, защитников Родины.

Как и романтические герои (Айвенго, Зоро), тимуровцы совершают свои добрые дела тайно. Знак тайного покровительства тимуровцев – пятиконечная звезда на воротах дома, обитатели которого попадали под их защиту. По замыслу самого Гайдара, звезда олицетворяла беззаветную любовь к Родине и готовность самоотверженно ее защищать. Читатель

открывает для себя Т. через его взаимоотношения со сверстницей, дочерью военного командира Женей. Она случайно раскрывает тайну тимуровцев и вступает в их ряды. Мифологизированный образ Т. выходит за рамки сказочной схемы. Преодоление конфликтов в сюжете связано не с героическими поступками, а с нравственно-психологическим противостоянием героя не только местным подросткам-хулиганам, возглавляемым Мишкой Квакиным, но и миру взрослых, от которых скрыт подлинный смысл действий тимуровцев.

Главный конфликт повести – столкновение идеального мира подростка-рыцаря с обыденным миром. А главное испытание – непонимание и клевета, которые становятся непременным условием рыцарского подвига. Политическая ангажированность образа, поддерживаемая самим Гайдаром, была направлена на организацию “тимуровского движения”, приобретшего вскоре всесоюзный масштаб и ставшего государственной политикой по работе с детьми. 27 сентября 1940 г. Гайдар опубликовал ответ ребятам – читателям повести: “Если Тимуров сейчас мало, то их будет много”.

Умение Гайдара затронуть потаенные струны души подростка вызывало желание подражать литературному герою. Тимур социальный герой, пионер, его символический знак – красный галстук, но истоки образа можно искать и в традиционном архетипе житийного мальчика-святого, осуществляющего свой подвиг жертвенной любви среди людей (тайность доброго деяния является здесь обязательным условием). Официальность и заорга-низованность тимуровского движения, находившегося под контролем Центральной пионерской организации, формализовали его и выхолостили из него главную притягательную сущность для подростка – тайну. В сюжетной линии сценария “Клятва Тимура”, написанного как госзаказ в первые недели войны, прослеживается конфликт, связанный с формализацией тимуровского движения. Понятие “тимуровец” прочно вошло в житейский обиход. До конца 80-х годов тимуровцами называли детей, оказывающих бескорыстную помощь нуждающимся; такое наименование давали по всей стране детским клубам, кинотеатрам, кафе, универмагам.

В январе 1941 г. вышел на экраны фильм “Тимур и его команда” режиссера А. Е. Разумовского. В 1976 г. на Одесской киностудии была создана еще одна киноверсия. Существует несколько инсценировок для профессиональных и самодеятельных театров. Фильм “Клятва Тимура” был снят режиссером Л. Кулешовым в 1941 г., но на экран не попал.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Герой киносценария и повести А. Гайдара “Тимур и его команда”