Проблема человека и природы в творчестве И. Драча
И. Драч – один из самых современных по звучанию украинских поэтов. В литературу пришел в 60-х годах. С первых его публикаций о нем заговорила критика. Это была новая поэзия с новой поэтикой. Поэт стремился к эстетическому постижению достижений человечества, их синтеза с древними источниками, с художественными достижениями своего народа. Он выработал свой неповторимый метафорический образ мышления, стиль, который не всем удается понять. Все его творчество пронизывают солнце-поклоннические мотивы, начиная от первого сборника “Подсолнух”
Фольклорным балладам было свойственно
В сборник “Корни и крона” входит цикл “Дыхание атомной”. И. Драч тогда находился под влиянием общественной эйфории относительно радужного будущего мирного атома. Он много раз был за границей, посетил Хиросиму и Нагасаки, его внимание было сосредоточено на угрозе атомного уничтожения человеческой цивилизации. В стихотворении “Ода совести” писатель размышляет над тем, что ученый должен морально отвечать перед людьми: “Над ученым да сияет моральное табу”. Ни грамма науки для зла. Чернобыльская трагедия. Она проблема всего народа. И Драч еще в июне 1986 г. на съезде писателей бросил в глаза крупнейшим зачинщикам трагедии слова правды и гнева. Чернобыльская атомная электростанция была подшефной Союза писателей Украины, писатели верили ученым, науке. Поэма “Чернобыльская мадонна” возникла как искупление и прозрение дорогой ценой.
“По беспорядку безмерному, за карьеры и премии, как будто на войне, снова выход один – за мудрость всемирно дурных академий платим бессмертием – жизнью молодой”. Поэт понимает, что теперь на вечной дороге распятые, не только он и его сын, а все человечество:
“Тот огонь крест, а на нем и в нем пылает мой сын в кольце огненном, ибо атомные гвозди засажены в руки, ибо губы горят от адской муки”. В разделе “Крещатинская мадонна” писатель сконцентрировал внимание на ужасе трагедии:
“Ты босая шла ты, седая Екатерина”. Родив мертвого сына, она обезумела: “Какой напиток ты в апреле тот пила, когда, зацвела сыном, ты ходила от Ирода себя не уберегла – Тебя накрыла, и нечистая сила!”. Аллегорически и символически звучат последние строки: “Несет седая чернобыльская мать эту планету… Это больное дитя”.
“Чернобыльская мадонна” – это поэма-трагедия, скорбная песня народа. Поэт размышляет, как жить теперь в этой мертвой Чернобыльской зоне. Как спастись от распространения радиации? Наверное, никто не может точно ответить. Поэтому раздел называется “Вопросы без ответа”. Все колодцы в целлофановых кисетах, “Где найти километры целлофана на рукотворное Киевское море, Или хотя бы на Десну заколдованную, С которой Киев воду пьет!”. И. Драч является патриотом не только в своей поэзии, но и в политической деятельности, строя государство на общечеловеческих гуманистических идеалах.