Проблема человека и природы в творчестве И. Драча

И. Драч – один из самых современных по звучанию украинских поэтов. В литературу пришел в 60-х годах. С первых его публикаций о нем заговорила критика. Это была новая поэзия с новой поэтикой. Поэт стремился к эстетическому постижению достижений человечества, их синтеза с древними источниками, с художественными достижениями своего народа. Он выработал свой неповторимый метафорический образ мышления, стиль, который не всем удается понять. Все его творчество пронизывают солнце-поклоннические мотивы, начиная от первого сборника “Подсолнух”

до после чернобыльского “Храма солнца”. Он идет от народной космологии, что солнце – наш отец, который дает жизнь всему. Уже первый сборник дал основания говорить, что он по-новаторски изображает жизнь людей: у подсолнечников были руки и ноги, было тело шершавое и зеленое, он бегал наперегонки с ветром, он прыгал на одной ноге, чтобы вылить из уха воду. И вдруг увидел солнце, красивое, загорелое солнце в золотых переливах кудрей. Поэзия, солнце мое оранжевое! Миг который мальчишка откроет тебе для себя, чтобы стать навеки подсолнечником (“Баллада о подсолнухе”).

Фольклорным балладам было свойственно

подобное перевоплощение девушки в тополь, иву, калину, казака – в явор, а в этой балладе чудо произошло с мальчиком-подсолнечником. Поэт утверждает мнение, что солнце – символ красоты искусства, народной веры в неувядающую его силу. Поэтизацию солнца мы видим и в “Этюде о хлебе”. “Хлеб – как солнце”, – говорит народ. Он, как солнце, основа жизни человека. Сколько уважения и гордости за свой труд у земледельца и у поэта, ибо он крестьянский сын.

В сборник “Корни и крона” входит цикл “Дыхание атомной”. И. Драч тогда находился под влиянием общественной эйфории относительно радужного будущего мирного атома. Он много раз был за границей, посетил Хиросиму и Нагасаки, его внимание было сосредоточено на угрозе атомного уничтожения человеческой цивилизации. В стихотворении “Ода совести” писатель размышляет над тем, что ученый должен морально отвечать перед людьми: “Над ученым да сияет моральное табу”. Ни грамма науки для зла. Чернобыльская трагедия. Она проблема всего народа. И Драч еще в июне 1986 г. на съезде писателей бросил в глаза крупнейшим зачинщикам трагедии слова правды и гнева. Чернобыльская атомная электростанция была подшефной Союза писателей Украины, писатели верили ученым, науке. Поэма “Чернобыльская мадонна” возникла как искупление и прозрение дорогой ценой.

“По беспорядку безмерному, за карьеры и премии, как будто на войне, снова выход один – за мудрость всемирно дурных академий платим бессмертием – жизнью молодой”. Поэт понимает, что теперь на вечной дороге распятые, не только он и его сын, а все человечество:

“Тот огонь крест, а на нем и в нем пылает мой сын в кольце огненном, ибо атомные гвозди засажены в руки, ибо губы горят от адской муки”. В разделе “Крещатинская мадонна” писатель сконцентрировал внимание на ужасе трагедии:

“Ты босая шла ты, седая Екатерина”. Родив мертвого сына, она обезумела: “Какой напиток ты в апреле тот пила, когда, зацвела сыном, ты ходила от Ирода себя не уберегла – Тебя накрыла, и нечистая сила!”. Аллегорически и символически звучат последние строки: “Несет седая чернобыльская мать эту планету… Это больное дитя”.

“Чернобыльская мадонна” – это поэма-трагедия, скорбная песня народа. Поэт размышляет, как жить теперь в этой мертвой Чернобыльской зоне. Как спастись от распространения радиации? Наверное, никто не может точно ответить. Поэтому раздел называется “Вопросы без ответа”. Все колодцы в целлофановых кисетах, “Где найти километры целлофана на рукотворное Киевское море, Или хотя бы на Десну заколдованную, С которой Киев воду пьет!”. И. Драч является патриотом не только в своей поэзии, но и в политической деятельности, строя государство на общечеловеческих гуманистических идеалах.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Проблема человека и природы в творчестве И. Драча