“Повести Белкина” как пародия на романтику. Образ Сильвио (повесть “Выстрел” и ее главный герой)

“Повести Белкина” были задуманы А. С. Пушкиным как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин использует расхожие сюжетные штампы и как бы “переворачивает” их. Так, например, в “Станционном смотрителе” сюжет нарочито банален – вся история согласно канонам романтической литературы должна окончиться трагически. Однако по воле автора в конце повествования мы видим главную героиню счастливой, у нее любящий муж и дети. Для “Барышни-крестьянки” взят другой иной расхожий сюжет – вражда двух семейств, и завершается

рассказ также самым неромантическим богом.

“Повести Белкина” включают пять повестей – “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, ” Станционный смотритель “, “Барышня-крестьянка”. Подробнее мне хотелось бы остановиться на “Выстреле”.

Нужно сказать, что повесть также не лишена налета романтизма. Герой “Выстрела”, от лица которого и ведется повествование, – молодой армейский офицер, который еще ничего не видел в своей жизни, “кроме… мундиров”. Ему и его сотоварищам, противостоит Сильвио, который своим крутым нравом, угрюмостью и налетом таинственности произвел

“сильное влияние” на молодые умы. Сильвио казался фигурой загадочной, с неясной судьбой, потому его облик и был романтизирован сослуживцами. Рассказчик так и говорит: “Имея от природы романтическое воображение, я всех сильнее был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой-то повести”.

Вдруг совершенно неожиданно для всех Сильвио совершает поступок, который не подобает совершать герою. Если быть более точным, Сильвио не совершает того, что от него ожидали окружающие: он не вызывает на дуэль оскорбившего его офицера, а удовлетворяется “очень легким объяснением”. Молодежь расценила его поступок как поступок человека недостаточно смелого, но понемногу все забылось, и Сильвио вновь занял прежнее положение. Однако сам повествователь так и не смог забыть о поступке Сильвио. Для него не существует полутонов: человек либо герой, либо трус. Прежние доверительные отношения не могли быть восстановлены до тех пор, пока в глазах рассказчика Сильвио был трусом. Но скоро все разрешилось – перед отъездом Сильвио объясняется с молодым человеком и тот узнает, что Сильвио не может рисковать своей жизнью до тех пор, пока не смыта кровью нанесенная ему шесть лет назад обида. После всего услышанного молодой человек не только восстановил прежнее отношение к Сильвио, но еще больше был поражен и восхищен его личностью.

Спустя некоторое время судьба сводит рассказчика с одним человеком, который, как выяснилось, и являлся тем самым оскорбителем Сильвио. Граф рассказал повествователю о том, как Сильвио посчитался с ним – кровавой драмы не произошло – Сильвио удовлетворился тем, что увидел страх и смятение своего врага. Он покинул графа со словами: “Будешь меня помнить”.

А. С. Пушкин в повести “Выстрел” преследует общую для “Повестей Белкина” цель – перевернуть романтические воззрения на мир. Для этого автор явно романтический сюжет заканчивает прозаическим финалом – загадочная и якобы благородная личность (Сильвио) оказывается обычным человеком, к тому же и не самым порядочным. Сильвио упивается страхом и унижением своего противника и от этого чувствует себя вполне удовлетворенным.

В “Выстреле” Пушкин романтическому взгляду на действительность противопоставляет реальную жизнь и здравый смысл. Романтические воззрения героев (в данном случае воззрения рассказчика) автор высмеивает. В повести ситуация нагнетается до самого финала, в конце же повествования никаких ожидаемых кровавых драм не происходит. Прозаический финал просто поднимает на смех всю ситуацию.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

“Повести Белкина” как пародия на романтику. Образ Сильвио (повесть “Выстрел” и ее главный герой)