Герой повести-очерка Лескова “Очарованный странник”

Флягин – герой повести-очерка Н. С. Лескова “Очарованный странник” (1873). Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын (“Соборяне”), Розанов (“Некуда”) и др. Образ Флягина является одним из центральных в огромной галерее “русских характеров” Лескова и олицетворяет собой “живого” русского богатыря. Сам сюжет “Очарованного странника” – это рассказ-повествование Флягина о своей жизни и судьбе.

Флягин “моленый сын”, и ему предначертано

стать монахом, но другая сила – сила очарования жизни – заставляет его идти дорогами чередующихся странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости Флягин совершает тяжкий проступок – глумится над старым и убогим монашком и доводит его до гибели. С этого начинается “одиссея” героя. Он ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты вместо другого, становится
офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре нет ему покоя: его одолевают “бес и бесенята”. Посаженный в яму, он начинает “пророчествовать” о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье в Соловки.

В русле литературного процесса второй половины XIX века Ф. очень близок страннику Макару Долгорукому из романа Ф. М. Достоевского “Подросток” (1874). Мотивы духовного и физического скитальчества, Войны и мира во многом заимствованы от героев “Войны и мира” (1869) Л. Н. Толстого. (Пророчествование Ф.- “егда рекут мир, нападает внезапу всегу-бительство”.)

В образе Ф, Лесков, по-видимому, развил идею Н. В. Гоголя о “богатырстве” русского человека: “В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырем. Всякое звание и всякое место требуют богатырства” (“Выбранные места из переписки с друзьями”, 1843). Идея “вечного” странничества, как наказания за глумление над чужим несчастьем, сближает Ф. с образом Агасфера из романа “Вечный жид” (1845) французского писателя Э. Сю, с творчеством которого Лесков был подробно знаком.

Образ Ф. имеет и глубокие фольклорно-мифологические корни. Он являет собой органический синтез Ильи Муромца, Иванушки-дурачка и Одиссея. Сам Лесков описывает его как “типического, простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца”. “Очарованность” Ф. напоминает очарованность Иванушки-дурачка, который на предложение “проси, чего хочешь” просит гармонь, на которой и играть-то не умеет. История с татарским пленом Ф. во многом сравнима с мытарствами Одиссея. Так же как Одиссей стремился вернуться на Итаку, Ф. пытается вернуться обратно к людям “своей веры”, в свой “духовный дом”.

И тот и другой проходят при этом через тяжкие испытания и страдания. Как и Одиссея, Ф. на родине не ждет ничего хорошего (порка, недопущение к причастию). Х. Пионтек, например, ставит Ф. в один ряд с Одиссеем, Дон Кихотом, Симп-лициссимусом и Робинзоном Крузо – героями, претерпевающими длинную чреду испытаний и проявляющими в них стойкость и крепость духа. Существует также точка зрения, что “именно из национальной и религиозной” природы своего характера Ф. получил “настоящее убеждение свое” – самоотверженную готовность служить другому, свободную от эгоистических побуждений (В. Богданов). Некоторые исследователи считают, что во Ф. “проступают вполне осязаемые черты реального исторического лица – протопопа Аввакума” (К. Кедров).

Приход Ф. к религии, его уход в монастырь после всех перипетий, а также эпитет “очарованный” (т. е. “околдованный”) заставляют вспомнить и о другом герое классической литературы древности – Луции, герое “Метаморфоз” Апулея. И здесь в образе Ф. просматриваются корни платоновской философии души, очарованной воспоминаниями о прекрасном “занебесье” и едущей в колеснице, запряженной черным и белым конем. (Ф.- конэсер, знаток и укротитель коней.) Образ Ф. становится своего рода первой русской интерпретацией “платоновской души”. По-разному относятся исследователи образа Ф. и к его “очарованности”, различая в ней “душевную, небесную” компоненту и “телесную, земную”: “Божественная душа человека прикована злом к земному миру, к грешному телу, вследствие этого она очарована. Она может быть спасена, если только снова найдет дорогу на свою небесную родину. Однако этот путь идет через все земные страдания. Расколдовывание (разочарование) – это душевное очищение человека” (М. Л. Ресслер). Через образ Ф.- богатыря в рясе – Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной.

Образ Ф.- очарованного странника – оказал сильнейшее влияние на последующую русскую литературу. Он нашел своих “последователей” в произведениях Чехова, Горького, Бажова, Платонова, Шолохова (“Судьба человека”), Шукшина, Бородина (“Третья правда”) и др.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Герой повести-очерка Лескова “Очарованный странник”