Повесть “О царе Ахмате, како приходил на Угру”
ПОВЕСТИ О СТОЯНИИ НА УГРЕ (“О цари Ахмате, како приходил на Угру”) – летописные повести о последнем столкновении русских войск с силами хана Большой Орды Ахмата в 1480 г., приведшем к окончательному падению ордынского ига.
До нас дошел ряд самостоятельных рассказов об этом событии; лишь некоторые из них текстуально соотносимы друг с другом. Одним из ранних рассказов следует считать П., отразившуюся в ростовском летописном своде 80-х гг. XV в., она дошла до нас в составе Типографской летописи (ПСРЛ.- 1921.-Т.24; эта редакция издана в ПЛДР). По идеологической
П. начинается с упоминания о соглашении Ахмата с польско-литовским королем Казимиром и о том, что Иван III отправляет на Оку своего сына – Ивана Молодого и брата Андрея (Меньшого). Ахмат, не решившись вступать в бой на Оке с их полками, продвинулся на запад, к Литовской земле, и стал станом на берегу Угры. Иван III отправился в Москву, где митрополит
Завершается П. трехчастной концовкой, где говорится, что уход Ахмата был не следствием человеческих усилий, а божьей помощью; прославляются “добрые и мужественные” воины и содержится призыв оборонять землю Русскую, чтобы уберечь отечество от “пленения и разграбления”, “убиения детей”, надругательств, которые испытывают завоеванные турками земли.
В другой версии П., читающейся в Московском великокняжеском своде конца XV в. (он издан: ПСРЛ.-1949.-Т.25.- С.326-328) резче, чем в Типографской летописи, подчеркнута отрицательная роль братьев великого князя; указано, что Ахмат решился пойти на Русь, “слышав, что братья отступиша от великого князя”, но также упоминается и о влиянии на Ивана III “богатых и брюхатых”. Нет здесь утверждения, что отход Ахмата явился следствием божественной помощи.
В П., входившей в свод 1518 г. (отразившийся в Софийской II и Львовской летописях), предстает сложная мозаика из разных источников. Здесь обнаруживается явная враждебность великому князю: его упрекают за отправку им “княгини римлянки” (т. е. Софьи Палеолог) и казны на Белоозеро в дни, когда ожидалось нападение Ахмата на столицу, и связывают это с намерением самого князя “бежати к Океану морю”, упоминаются имена “бояр богатых”, выступавших против войны с Ордой,- Ивана Ощеры и Григория Мамона, подчеркивается роль горожан в организации отпора хану. Главной причиной отступления Ахмата объявляется приход на помощь Ивану III его братьев и плохое снаряжение ордынских войск – “бяху бо татари наги и боси, ободралися”.
Упоминание в великокняжеских сводах колебаний великого князя во время “стояния на Угре” свидетельствует о том, что эта нерешительность (связанная с традиционными представлениями о “клятве” ордынскому царю) была хорошо известна современникам, и официальное летописание не сочло возможным о ней умолчать, возложив, однако, вину на “злых советников”.
Ростовский рассказ о событиях 1480 г., легший в основу большинства последующих летописных версий, был выдающимся памятником русской публицистики конца XV в.
Я. С. Лурье